Золотоордынские города бассейна Сырдарьи1

(к проблеме изучения контактных зон и историко — культурных связей в Средневековье)

В XIII–XIV вв. территория современного Южного Казахстана входила в состав Кок-Орды, являющейся составной частью Улуса джучи. до завоева- ний войск Чингизхана в бассейнах рек Сырдарьи, Таласа, Чу и их притоков су- ществовали богатые и процветающие городские центры с развитым ремеслом и международной торговлей. В ходе монгольского завоевания многие из них были разрушены, а жители частично уничтожены и угнаны в рабство. Проез — жающие через эти территории путешественники, в частности Плано Карпини, увидели множество опустошенных руин былых городов и поселений2.

Обширные районы юга современного Казахстана были превращены первоначально в пастбища для бесчисленного скота. Однако постепенно к концу XIII в. положение заметно меняется под давлением объективных причин политического и экономического развития Улуса джучи. Проис — ходит быстрое восстановление городов и жизни в них под влиянием роста ремесленного производства, развития международных контактов и связей и в связи с этим функционирования караванных торговых путей между Вос- током и западом. Расцвет городской жизни, как и во всем Улусе джучи, приходится на первую половину XIV в. Характерно, что в рассматриваемом регионе оседлые центры возрождались в основном на месте старых разру — шенных городов. Основной зоной расположения городских центров Кок — Орды являлся бассейн Сырдарьи3. Остановимся на характеристике основ — ных городских центров Южного Казахстана золотоордынского времени.

1 работа выполнена в рамках проекта № 09–01-29105а/в/ ргнф-2009.

2 Путешествие в восточные страны Плано карпини и рубрука. м., 1957, с. 72; л. б. ерзакович. о позднесредневековом городище аснара//новое в археологии ка — захстана. алма-ата, 1968, с. 96; к. м. байпаков. средневековые города казахстана на великом шелковом пути. алматы, 1998, с. 56–57; его же. древний и средневеко — вый отрар//города туркестана. алматы, 1999, с. 40–41.

3 а. а. бурханов. к проблеме изучения контактных зон и историко-культурных связей в древности и средневековье (сырдарьинско-амударьинский бассейн центральной азии и волго-уральский регион — рестрансляторы культурно — экономических традиций евразии//Человек и природа: противостояние и гармония. социоестественная история. выпуск XXIX. м., 2007 с. 100–101.

Отрар. Остатки городища находится в 15 км западнее железнодорож — ной станции Тимур Чимкентской области Республики Казахстан, непода — леку от места впадения Арыси в Сырдарью. Именно Отрар в Средние века занимал особое место в регионе, в котором находится нынешний Южный Казахстан, и был столицей территории, известной как «Отрарский оазис» (его древнее название — «Округ фараб» или «Отрар»)4. С запада оазис ограничен Кызылкумами, простирающимися между Сырдарьей и Амуда — рьей. Часть территории правобережья — плоская (слегка волнистая по — верхность) — заканчивается у горного хребта Каратау.

Сырдарья и его притоки занимали в жизни Отрара и всего оазиса особое место: для населения она была кормилицей, ибо ее воды были богаты рыбой, а берега растительностью, но река создавала трудности непостоянством водного режима: весной выходила из берегов, затопляла большие территории. Она же определяла и очень выгодное стратегиче — ское положение округа фараб в Южном Казахстане. Неслучайно Отрар упоминается почти во всех географических и исторических сочинениях средневековых авторов. Называют его источники и в числе городов округа Испиджаба («Сайрама»). говорится даже о существовании нескольких Отраров. Однако Отрар был один: город стоял на стыке различных гео — графических ландшафтов и месте пересечения торгово-караванных путей. Это был и центр земледельческого района, и один из опорных крепостей кочевников. От Отрара до Арыси шли дороги к Таразу, баласагуну и да — лее — в Восточный Туркестан; по Сырдарье вверх издревле проторенный путь вел в Шаш, Согд и потом — к Мерву и Нишапуру; вниз дорога направ — лялась в Приуралье и на Урал; на запад через Кызылкумы шел в Хорезм, а оттуда — в Поволжье, Причерноморье и на Кавказ5.

А. Н. Археолог бернштам так определяет статус средневекового От-рара: «Трудно найти в Средней Азии более выгодное и более опасное

4 байпаков к. м. средневековые города казахстана на великом шелковом пути. алматы, 1998, с. 47–61; егоров в. л. историческая география золотой орды в XIII — XIV вв. м., 1985, с. 130; акишев к. а., байпаков к. м., ерзакович л. б. древний ор — трар. алма-ата, 1972; акишев к. а., байпаков к. м. вопросы археологии казахстана. алма-ата, 1979. с. 115–122; байпаков к., ерзакович л. керамика средневекового отрара. алматы, 1990.

5 бурханов а. а. к проблеме изучения контактных зон и историко-культурных связей в древности и средневековье… м., 2007. с. 97–114; бурханов а. а. лебап от кушан до саманидов//ирано-славика, м., 2006, №3-4 (12), с. 51–58; массон м. е. средневековые торговые пути из мерва в Хорезм и мавераннахр (в пределах туркменской сср)//труды Ютакэ. т. 13. ашхабад, 1966; беленицкий а. м., бенто — вич и. б., большаков о. г. средневековый город средней азии. л., 1973; федоров — давыдов г. а. торговля нижневолжских городов золотой орды//материалы и иссле — дования по археологии Поволжья. йошкар-ола, 1998. с. 38–59.

положение»6. действительно, это сулило не только блага. Стихия и войны разрушили цветущий город, на его месте остались лишь развалины бы — лых сооружений. Каждый холм, на месте былых поселений, имеет свое название: Алтынтобе, джалпактобе, Куюк-Мардан и другие уже старые названия их забыты.

На месте Куйрыктобе находился город Кедер, а городищу Оксус со — ответствует город Весидж. Местные предания связывают современные названия с теми функциями, которые бывшие города округа выполняли по отношению к Отрару. Так, Алтынтобе («золотой холм») — здесь жили ювелиры, Пчакчитобе («Холм-нож») — поселение оружейников, Куйрык — тобе («холм в виде задней части барана») — место обитания мясников.

Развалины Отрара всегда притягивали к себе странников и любителей прошлого как место, где хранятся сокровища древних царей, клады монет и драгоценностей.

Первые археологические работы на Отраре провели члены Туркестан — ского кружка любителей археологии А. К. Кларе А. А. и Черкасов в 1904 г. Ими была собрана коллекция керамики, кирпичей и медных монет. После этого Отрар долгое время оставался на стороне от маршрутов исследо — вателей, и лишь в конце 40-х годов XX в. А. Н. бернштам провел реког — носцировочные исследования. На основании полученных материалов ис — следователь предложил хронологию городищ и сделал предварительную классификацию керамики. Однако, даже эти разведработы показали пер — спективность Отрара как объекта для изучения многих проблем древней и средневековой истории Средней Азии и Южного Казахстана7.

В 1969 г. была организована Отрарская археологическая экспедиция (с 1971 г. Южно-Казахстанская комплексная экспедиция АН КазССР), основным объектом исследований которой стало городище Отрартобе. здесь были произведены инструментальная съемка плана и аэрофотосъем — ка городища, проводились ежегодно стационарные раскопки.

Изучение топографии Отрара показало, что облик городища характерен для большинства средневековых памятников Казахстана и Средней Азии.

Центральные развалины представляют собой пятиугольный холм высо — той 18 м, площадью 20 га. Стороны: южная — 380 м., юго-западная — 145 м, западная 400 м, северо-восточная — 380 м, восточная — 350 м. По периме — тру холм окружен стеной, которая и сейчас сохранила на некоторых участках крутизну в 75–80 °. На ней имелись башни: они выглядят как выступающие

6 бернштам а. н. древний ортрар.//изв. ан каз. сср. серия археолог. 1951,

№108, вып. 3. с. 81–97.

7 бернштам а. н. Проблема древней истории и этногенеза Южного казахста-на.//изв. ан каз. сср. серия археолог: 1949; 67, вып. 2, с. 59–99.

за линию стены оплывшие бугры округлой формы. за стеной виден ров в виде лощины с покатыми краями глубиной 2–3 м и шириной 10–15 м. В город вели три въезда: два расположены один напротив другого в юго — и северо-восточных стенах, третий — в середине западной стены. Централь — ная улица соединяет южный (главный) въезд с северным и делит городище на две неравные части. Улица имеет вид ложбины шириной 5–8 м. От нее отходят многочисленные переулки и тупики.

Топография Отрара сложилась в основных чертах к XIII–XVIII вв., поэтому цитадель сейчас не выделяется, и лишь помощью дешифровки аэрофотоснимков удалось выделить ее контур. Цитадель находилась в цен — тре бугра, имела подтреугольную форму со сторонами 220, 230 и 220 м. Темная полоса вокруг может быть понята как древний ров.

К холму, занятому цитаделью и шахристаном, примыкает территория укрепленного рабада площадью 150 га. Стены вокруг рабада сохранились лишь на отдельных участках. Рабад занят остатками построек, группирую — щихся в бугры различной конфигурации8.

Возникновение населенного пункта на месте Отрара относится к пер — вым векам нашей эры, т. е. задолго до нач. IX в., когда впервые в пись- менных источниках упоминаются названия «Отрар» и «фараб». Период Х–ХII в. был временем подъема городской жизни в Средней Азии и в бас — сейне Сырдарьи, в том числе в Отраре9. Возникали новые города, росли и развивались старые.

Расширение площади городов шло за счет рабадов — торгово- ремесленных предместий. Отрар в это время занимал 200 га. В городе строятся жилые, общественные и культовые сооружения, развиваются ремесла и торговля.

Расцвет Отрара прервало монгольское нашествие как раз вскоре после того, как он вошел в состав государства хорезмшахов. В 1218 г. Чингизхан отправил в Отрар, ко двору хорезмшаха Мухаммеда торговый караван, который по прибытии был разграблен: таков был приказ Мухаммеда на — местнику города — известному кыпчакскому полководцу Инальчик Кайр — хану (языческое имя Яган-тугди — «Слон явился»).

Осенью 1919 г. войско Чингизхана подошло к стенам Отрара. Еще до их появления в Ургенче состоялся военный совет, где предлага — лось дать генеральное сражение монголам. Однако хорезмшах Мухам-

8 акишев к. а., байпаков к. м. древний ортрар: топография, стратиграфия, пер-спективы. алма-ата, 1972. C. 43–50.

9 беленицкий а. м., бентович и. б., большаков о. г. средневековый город сред — ней азии. л., 1973. C. 161–162; байпаков к. м. средневековые города казахстана на великом шелковом пути. алматы, 1998. C. 52–53.

мед избрал другой путь: он рассредоточил войска по гарнизонам городов, предоставив полководцам биться поодиночке.

Несмотря на героическое сопротивление, участь Отрара и других горо — дов была решена. город подвергся разрушениям, а население изгнано. Вол — ной разрушений и бедствий прокатилась монгольская конница по территории Хорезма и всей Средней Азии. Пришли в упадок города, опустели ранее цветущие селения. Следы погромов, пожаров — типичные явления для куль — турных слоев начала XIII в. Многие города так и не смогли возродиться.10

Однако Отрар смог подняться из руин и стал важным политическим и экономическим центром на Сырдарье. К середине XIII в. город превра — тился в крупный торговый центр на пути с запада на Восток.

Раскопки, проводимые в центральной части городища и на территории предместья, выявили пять строительных горизонтов. Строительные гори- зонты дают следующую хронологическую колонку сверху вниз: XVII — первая треть XVIII в.; первые три четверти XVII в.; 30-е гг. XV–XVI вв.; вторая половина XIV — первая треть XV в11.

Раскопками на широких площадках установлено, что основными за — строенными компонентами Отрара является квартал. дома в кварталах не имеют индивидуальных выходов на магистральные улицы, они выходят на внутреннюю площадь12. Улица соединяла живущих на ней людей, была главным фокусом для квартала13.

Один из кварталов XIII–XIV вв. был раскопан на площади в 2300 кв. м. Он объединял 12 отдельных домовладений площадью от 30–40 до 250 кв. м. Квартал сформировался у остатков монументальной постройки XI–XII вв. Часть стен построек XI–XII вв. включалась в конструкцию новых плани — ровок, однако в целом квартал XIII–XIV вв. Мало что унаследовал от про — шлого, практически он строится по новому плану. Изменилось и направ — ление внутриквартальной улицы.

Квартал же XV в., находившийся на этом месте, в свою очередь, уна — следовал планировку квартала XIII–XIV вв. Изменились планировки отдельных домов и помещений внутри, общая же планировка квартала как единицы городской застройки сохранилась и в это время.

10 буниятов з. м. государство Хорезмшахов – анутенидов (1097–1231). м., 1986; бурханов а. а. древний и средневековый лебап//восток. м., 2007. №3. с. 15–16; гафуров б. н. таджики. древнейшая и средневековая история. м., 1972.

11 байпаков к. м. древний и средневековый отрар//города туркестана. алматы,

1999. с. 42.

12 байпаков к. м. Жилые кварталы позднесредневекового отрара и вопросы исторической демографии. ташкент, 1973, с. 186–197.

13 сухарева о. и. квартальная община позднесредневекового города бухары. м., 1976. с. 16–17.

Одним из интереснейших сооружений города конца XIV — начала XV в. является соборная мечеть, и она расположена в юго-восточной части центрального бугра14.

Постройка размером 60×22 м длинной осью вытянута по линии вос — ток — запад. Эта соборная мечеть, а не квартальная. Об этом свидетель- ствуют ее размеры, характерные строительные материалы (жженый кир — пич, изразцы, майолика), присутствие минаретов и мощного портала.

Отрарская соборная мечеть относится к постройкам столпнокуполь — ного типа, хорошо известным в средневековой архитектуре Средней Азии15.

В числе традиционных компонентов застройки городов Южного Ка — захстана и Средней Азии XIII — первой половины XV в. были бани. баня, датируемая последней четвертью XIII — нач. XV в., раскопана в Отраре. Она расположена в 200 м западнее южного въезда, на берегу водохрани — лища, на месте бани XI–XII вв.

баня представляет собой прямоугольную постройку с четко читаемой в плане фигурой креста. баня имела 10 помещений, среди них раздевалка (люнги-хана), центральный зал с двумя беньюарами, служивший паро — вой и массажной. Из зала открывались входы в помещения для мытья — иссык-хана (горячие) и саук-хана (холодные).

Первоначально в Отрарской бане было два горячих помещения в за — падном углу и одно прохладное — в восточном. В помещении для отдыха находился хауз в виде круглого, до 2 м в диаметре, резервуара. Пол его был выложен голубыми изразцами различного формата.

Водоснабжение бани осуществлялось при помощи водопровода, вы — веденного из водохранилища. Ряды труб были уложены в подземной гале — рее. Водопровод подходил к помещению бани, где находились цистерны для холодной и горячей воды.

Отрарская баня обогревалась топкой, от которой отходил жаропровод, затем системой столбиков и направляющих стенок жар разделялся на по — токи, обогревавшие полы помещений. дым выводился через вертикаль — ные дымоходы, проложенные в толще стен. Они служили одновременно регуляторами температуры.

Стены бани сложены из жженого квадратного кирпича, для вымост-ки полов употреблялся кирпич и плиты размерами 40x40x10 см. В ряде

14 акишев к. а., байпаков к. м., ерзакович л. б. отрар в XIII-XV вв. алма-ата, 1986.

15 маньковская Ю. л. типологические основы зодчества средней азии (XI — на — чало ХХ в.). ташкент, 1980, C. 108–112; байпаков к. м. средневековая городская культура Южного казахстана и семиречья (VI-начало XIII в.). алма-ата, 1986. C. 139.

помещений для выкладки полов использовались глазурованные кирпичи и плитки16.

Во второй половине XIII — первой половине XV в. появляются новые типы жилища.

К первому типу относятся двух — или трехкамерные дома с двориком, расположенные на одной оси. В качестве примера анфиладной планировки дома следует охарактеризовать жилище гончара в мастерской I. Оно со — стоит из двух жилых помещений и открытого дворика, который соединялся с внутриквартальным тупичком.

Ко второму типу домов относятся жилища, состоящие из четырех по — мещений, расположенных на пересекающихся осях. Это крестообразная или четырехчастная схема, когда дом имеет подквадратный план, а кла — довые расположены слева и справа от айвана, двора или жилой комнаты с тандыром. Вариантов этой схемы несколько. Различаются дома, у кото — рых жилое помещение с очагом — тандыром находится во втором порядке помещений, считается от улицы; в составе дома одно жилое помещение; в доме две жилые комнаты; в жилом помещении один тандыр; в жилой комнате два тандыра. Количество помещений в таком доме может быть больше чем четыре, пять и шесть.

К третьему типу относятся дома, состоящие из двух или более секций. Каждая из секций дома состоит из двух или трех помещений, одно из ко- торых обязательно жилое.

В интерьере жилищ наблюдаются существенные изменения. Узкая суфа вдоль стен г-или П-образной формы уступает место суфе, которая занимает большую часть помещения. Небольшая площадка перед танды — ром, обычно вымощенная кирпичом, определяет уровень пола. Наличие в центре помещения по краю суфы остатков вмазанной плахи, бревна, кирпичной вымостки, каменной плиты свидетельствует о том, что кровля опиралась на одну стоящую в центре помещения деревянную колонну.

Тандыр превращается в универсальный очаг. Он служит средством отопления и очагом для приготовления пищи и хлеба.

По свидетельству источников, монголы, захватив город, в первую оче — редь разрушали его укрепления. Так, полностью были разрушены стены Отрара и цитадель, такую же участь постигла Сыгнак и Ашнас. Монго — лы препятствовали их возрождению как крепостей. Марко Поло писал о том, что при монголах «городам не позволено иметь стены и ворота, дабы не могли препятствовать вступлению войск. Так взнузданные наро-

16 байпаков к. м. древний и средневековый отрар.//города туркестана. алматы,

1999. C. 44–47.

ды остаются спокойными и не возмущаются». И лишь постепенно города вновь стали окружаться стенами.

В Отраре новая городская стена была выстроена в конце XIII — начале XIV в. Разрез стены показал, что она представляет собой вырубленный в культурном слое останец, содержащий материал XI–XII вв., обложенный футлярами из сырцового кирпича (30–32x20–22x8–10 см). Ширина осно — вания стены — 4,8 м, сохранившаяся высота снаружи –2 м, изнутри —

3,2 м. Максимальная высота стены от основания до бруствера сохранились до 10 м. Стена имеет трапециевидную в разрезе форму.

Время возведения стены вокруг Отрара относится к концу XIII в., когда усиливается борьба за сырдарьинские города между джучидами и Чагатаидами.

Раскопки Отрара позволили выявить и исследовать места концентра — ции гончарного ремесла в XIII–XIV вв. как в центральной части города, так и в предместье.

гончарная слобода Отрара занимает площадь около 2 га. Выявлено два строительных горизонта, из которых нижний (второй) датируется второй половиной XIII — первой половиной XIV в. Комплекс монет, связанный с постройками этого горизонта, представлен главным образом чагата — идскими дирхемами второй половины XIII — первой половины XIV в. Верхний (первый) строительный горизонт датируется монетами Тимура и тимуридов.

К XIII–XIV вв. относятся шесть мастерских, характеристика одной из них дается ниже.

Мастерская имеет площадь 157 кв. м, из которых 89 кв. м занимает производственная часть, а остальное — жилье.

Печь для обжига керамики, расположенная в одном из двух произ — водственных помещений, двухъярусная. Топка имела сферическую форму. диаметр ее 1,6 м, глубина –1,6 м.

Свод топки служил основанием пола обжиговой камеры, в нем име — лись 12 продухов, расположенных двумя концентрическими кругами. Лаз в топочную камеру имел в разрезе арочную форму диаметром 45 см. ды — моход длиной 1 м был выведен колодцем в стену двора и, видимо, для уси — ления тяги имел кирпичную трубу, от которой сохранилось выложенное из прямоугольных кирпичей основание.

Жилой комплекс мастерской — это двухкомнатный дом со двором. Интересна мастерская гончара в центральной части Отрара у город-ской стены.

В одном из помещений имелась земляная печь в виде ямы длиной 2 м, шириной 0,4 м и глубиной 0,4 м. Печь была заполнена белым кристалли-

ческим порошком, полученным при сжигании тростника, — необходимым компонентом глазури.

У западной стены под навесом стояли два закрома с запасами мине — ральных красителей в виде порошковидных масс зеленого, серого, розо — вого и белого цвета.

В одном из помещений находился тандыр. Под слоем сгоревшего ка — мыша (помещение погибло в результате пожара) и прокаленной земли расчищены стоящие на суфе сосуды, раздавленные рухнувшей кровлей. Среди них — поливные чаши, кувшины. Скорее всего, в этом помещении осуществлялась сушка керамики перед обжигом. В мастерской собрано большое количество керамики, преимущественно поливной. Исследование керамики позволяет сказать, что мастер, работавший здесь, был специали — стом по высокохудожественной керамике.

Керамика XIII — первой половины XIV в. по сравнению с предше — ствующим периодом претерпевает значительные изменения. Сокраща — ется производство лепных сферических крышек, украшенных оттисками штампов, налепами, резьбой. Наряду с дастарханами распространяются столики на трех выпуклых ножах.

Вся керамика изготавливалась на гончарном круге из плотного серого, желтого, светло-коричневого или красноватого в изломе теста. Снаружи покрывалась светлым ангобом. Красный ангоб покрывал обычно чаши, тарелки, тагора, реже кувшины. Широко используется окраска черными и красными, в виде подтеков, мазками. В кухонной керамике сохраняются традиционные формы горшков с манжетовидными налетами, плоскими ручками.

Основными видами неполивной керамики являются хумы, хумчи, та — гора традиционной формы, кувшины широкогорлые столового и водонос — ного назначения, кумганы и водолеи. Орнаментация кувшинов — резные волнистые линии. Некоторые кувшины имеют сложный резной орнамент из сочетаний резных горизонтальных, волнистых линий и восьмеркоо — бразных фигур.

Часть сосудов расписываются темно-коричневой краской по плечикам и тулову. Это солярные знаки, растительные розетки, спирали, зигзаги, волнистые и струйчатые линии, эпиграфические мотивы.

Появляются фляги, у которых невысокое горло с двумя ручками и вы — пуклое тулово, украшенное штампованным орнаментом геометрическо — го и растительного характера. В качестве элементов его присутствуют S-видные завитки, звездочки, спирали…

Выделяется группа высокохудожественной штампованной керами-ки — кувшины и кумганы. Верхняя часть сосудов украшалась эпиграфи-

ческим орнаментом и в одном случае — зооморфным. В верхней части в рамке изображены идущие конь и гепард. Конь взнуздан, повод его узды идет к передней луке седла, на котором сидит сокол. грива коня пере — дана волнистыми линиями, хвост — в виде елочки. для коня характерна горбоносость, вытянутые пропорции. гепард имеет яркие отличительные признаки — высокие ноги, маленькую головку с маленькими ушами, поджарое туловище и спиралевидный хвост. Ниже идет еще один пояс, украшенный фигурками птиц, аналогичных сидящей на луке седла. фон кувшина украшен выпуклыми шишечками, трилистниками и выпуклы — ми точками. Аналогов изображению на кумгане из Отрара нет, можно лишь сопоставить «растянутый» стиль изображений со стилем на штам — пованном кумгане из Ирана, датирующемся этим же временем. Орнамент на штампованную керамику наносился с помощью форм (калыбов).

значительные изменения происходят в производстве поливной кера-мики.

К. М. байпаков считает, что середина XIII в. является рубежом раз — личных керамических стилей в Отраре17. Исчезает керамика с прозрач — ной свинцовой поливой, положенной на белый ангоб, и с подглазурными росписями коричневым, зеленым, красным, керамика, покрытая темно — коричневой поливой.

Ангобы — красный, желтый, розовый. Полива — прозрачная и окра — шенная в желтый, зеленый, розоватый, голубой и синий цвета. Росписи — растительные, геометрические, буквенные.

Поливная керамика из Отрара имеет аналоги в соседних регионах. К примеру, в городах Средней Азии производилась керамика с зеленой и желтой глазурью и подглазурной гравировкой, с бесцветной поливой с мраморовидной и пятнистой росписями, с синей и голубой глазурью и с черной росписью. Однако такого многообразия цвета полив в сочета — нии с красным ангобом, кроме золотоордынских городов Южного Казах — стана, нигде пока не встречено.

Отмечая инновации в керамическом производстве Отрара и других городов региона, следует отметить преемственность между керамикой XIII–XIV вв. и домонгольского времени.

Кроме керамического производства на Отраре были развиты и другие ремесла. В частности, здесь изучена кирпичеобжигательная мастерская, существовавшая (судя по археологическим данным) три строительных периода со второй половины XIII — до середины XIV в. Центром ее была кирпичеобразная печь, вокруг которого группировались жилые и произ — водственные помещения. Слева от печи находился двухкомнатный дом.

17 байпаков к. м. древний и средневековый отрар. с. 47–48.

В ходе раскопок здесь найдены интересные находки, в том числе монеты второй половины XIII — середины XIV в., керамика, бронзовое китайское зеркало с изображением животных двенадцатилетнего цикла, нашивные бляшки.

Еще три кирпичеобжигательные печи XIII–XIV вв. были раскопаны в разных местах предместья Отрара. Аналоги этим печам многочислен — ны, в том числе печь XIII в. из Сарайчика, печи XIII–XIV вв. из Мерва и других городищ.

Металлургическое, в частности железоплавильное, ремесло известно по раскопкам мастерских XIII–XIV вв. на городище Куйрутобе. Квартал плавильщиков занимал в городе площадь 0,5 га. Штабели бракованных криц, найденных в отвалах производства, свидетельствуют о том, что го — род в это время был крупным металлургическим центром на юге Казах — стана.

Судя по большому числу находок бронзовых зеркал, центром произ-водства этого вида изделий был Отрар.

О развитии ювелирного дела говорят коллекции украшений, в том чис-ле изделия серебряного клада, которые относятся к 70-м гг. XIII в.

Во второй половине столетия город был включен в состав владений Тимура и стал важным военным форпостом на северной границе его вла- дений. В середине XV в. энергичный степной хан Абулхаир смог подчи — нить себе многочисленные племена дешт-и-Кыпчака и возглавить новое феодальное владение — Узбекское государство. Однако власть его была непрочной. Абулхаиру противостояли потомки джучи-хана джанибек и гирей. Период XVI–XVII вв. представляет непрерывную борьбу за по- литическое господство в казахских степях и на Сырдарье. После смерти одного из наиболее ярких представителей узбекской верхушки Мухаммеда Шейбани в 1510 г. власть переходит к казахским ханам. При Касым-хане Казахское ханство — один из наследников Улуса джучи — укрепляется, расширяются его границы. Раскопки говорят, что Отрар в XVI–XVII вв. продолжает свое бурное развитие18.

Окончательное запустение Отрара и других присырдарьинских горо — дов произошло в XVIII в. и связано джунгарским нашествием, междоусо — бицами, общим застоем экономической жизни в регионах19.

18 байпаков к. м. древний и средневековый отрар//города туркестана. алматы,

1999. с. 52, рис. 11.

19 акишев к. а., байпаков к. м., ерзакович л. б. Позднесредневековый отрар. алма-ата, 1981; байпаков к. м. древний и средневековый отрар//города туркеста — на. алматы, 1999. с. 56–58; байпаков к. м., Ходжаев м. б. раскопки архитектурного ансамбля конца XIV – начало XV вв. на отраре//города туркестана. алматы, 1999. с. 157–164.

Дженд был одним из огузских и кыпчакских городов и дошел до на — ших дней как городище Жанкала, который располагается на правом берегу Жаныдарьи, в 115 км к западу от современного г. Кзыл-Орда Республики Казахстан. городище обнесено крепостной стеной и имеет площадь около

40 га. В северо-западном углу расположена цитадель в виде квадратного бугра. Крепостная стена, окружающая городище, на отдельных участках сохранилась на высоту до 8 м. Вокруг остались и русла каналов, ирригаци — онная сеть, участки полей и садов, следы застройки. городище датируется I–XVIII вв20.

Название города хорошо известно по средневековым источникам с XI в.

В начале XIII в. дженд был столицей кыпчакского объединения. Во время монгольского нашествия город оказал сильное сопротивление войскам джучи, был захвачен и разграблен. В конце XIII–XIV вв. источ — ники сообщают о том, что дженд — «небольшой город с оживленным базаром». В частности, джамал ал-Карши (нач. XIV в.) пишет, что «го- род дженд был значительным городом, а с недавнего времени разрушен, и все же это действующее торговое место, где купцы соперничают в важ — ности и прибыльности сделок, и чаши весов на его рынке (постоянно) колеблются»21. Есть сведения о том, что в это время в городе чеканилась монета22, по крайней мере серебряный кружок, где просматриваются слова

«дженд», был представлен в составе одного из кладов23.

В XIII–XIV вв. дженд являлся одним из торговых центров низовьев

Сырдарьи24.

Сыгнак. городище Сунак-Ата, соответствует средневековому Сыг — наку. Его остатки расположены в 20 км северо-западнее железнодорож — ной станции Тюмень-арык, в 1,5 км справа от современной автотрассы Туркестан–Кзыл-Орда (Казахстан).

Название города хорошо известно по письменным источникам и че-канившимся здесь в XIV в. монетам25.

20 акишев к. а., байпаков к. м., ерзакович л. б. древний отрар. алма-ата, 1972;

акишев к. а., байпаков к. м. древний отрар. с. 123.

21 байпаков к. м. средневековые города казахстана на великом шелковом пути. алматы, 1998. с. 73; егоров в. л. историческая география золотой орды в XIII–XIV вв. м., 1985. с. 130.

22 бартольд в. в. туркестан в эпоху монгольского нашествия. сПб. 1891, ч.1. с. 151.

23 толстов с. П. По древним дельтам окса и яксарта. м., 1962. с. 288–291.

24 байпаков к. м., настич в. н. клад серебряных вещей и монет из отрара//ка-захстан в эпоху феодализма. алма-ата, 1981. с. 51.

25 толстов с. П. По древним дельтам окса и яксарта. м., 1962. с. 288–290.

город Сыгнак впервые упомянут в источниках X в., а в XI в. он назван Махмудом Кашгарским в числе городов огузов26. В XII в. Сыгнак стано- вится столицей кыпчакского государственного объединения27.

У историка XIII в. джувейни имеется описание разгрома города мон — голами в 1220 г. в отместку за оказанное сопротивление. Он пишет, что от- ряд джучи двигался вниз по Сырдарье, брал один город за другим. джучи сопровождали два местных купца — Хасан-ходжа и Али-ходжа. Хасан — ходжа был послан в Сыгнак уговаривать жителей сдаться, но жители убили предателя и оказали сопротивление. Лишь после семидневного штурма Сыгнак был взят, население целиком вырезано28.

Несмотря на разрушения, город был быстро восстановлен, а в сере — дине XIII в. Сыгнак (Сгнах, так он назван в описании маршрута гетума)29 постепенно превратился в политический и экономический центр на Сыр — дарье. В XIV в. Сыгнак становится столицей Кок Орды; в нем ведется строительство мечетей, ханака (хонако) и других общественных соору — жений, особенно при хане Эрзене и Урус-хане30. Некоторое время в 20-х гг. XV в. город принадлежал Улугбеку31, а в 1446 г. его захватил Абул — Хайр-хан. В 80-е гг. XV в. Сыгнаком завладел Мухаммед-Шейбани, а за — тем казахский хан бурундук. затем город переходил из рук в руки: им владели в 50–60-е гг. XVI в. узбекские ханы, а позже, в конце XV в. он стал владением казахских ханств. Окончательное запустение города от — носится к XVIII в.32

городище Сунак-Ата (развалины Сыгнака) ныне имеет в плане форму неправильного пятиугольника. В топографии его выделяются шахристан

26 якубовский а. Ю. развалины сыгнака (сунака)//сообщении гос. академии истории материальной культуры. л., 1929. т. 2. с. 123–159; байпаков к. м. средне — вековые города казахстана на великом шелковом пути. алматы, 1998. с. 73–74.

27 бартольд в. в. туркестан в эпоху монгольского нашествия. сПб. 1891. Ч.1. с. 482: якубовский а. Ю. развалины сыгнака (сунака)//сообщении гос. академии истории материальной культуры. л., 1929. т. 2. с. 123–159: агеева е. и., Пацевич г. и. из истории оседлых поселений и городов Южного казахстана. с. 96–97.

28 Петрушевский и. П. Поход монгольских войск в среднюю азию в 1219–1220 гг. и его последствия//татаро-монголы в азии и европе. м., 1977. с. 124.

29 гандзакенци, киракос. история армении/ Перевод с древнеармянского, пре — дисл. и коммент. л. а. Ханлярян. м., 1976. с. 224; байпаков к. м. средневековые города казахстана на великом шелковом пути. алматы, 1998. с. 73–74.

30 сборник материалов, относящихся к истории золотой орды (смизо). извле — чения из персидских сочинений, собранных B. C. тизенгаузеным и обработанных н. а. ромаскевичем и с. л. волиным, м.–л., 1941, т. 2. с. 125, 130, 196, 211.

31 бартольд в. в. улугбек и его время//соч. в 9-ти томах. м., 1964. т. 2(2). с. 116.

32 Пишулина к. а. Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств в XV-XVII вв.//казахстан в XV–ХVII вв. (вопросы социально-политической истории). алма-ата, 1969. с. 16.

с цитаделью, расположенный в юго-восточной части. Размеры сторон шахристана: северная — 250 м, западная — 360 м, южная — 250 м, юго- восточная — 450 м, северо-восточная — 350 м. Общая площадь городи — ща — около 20 га. Площадь цитадели — 7,2 га, это наиболее укрепленная часть городища. Высота вала, в которую превратилась крепостная стена, достигает до 7 м. По пяти углам функционировало по три круглые вы — ступающие наружу башни. Въездов на территорию городища было два — в центрах западной и северной сторон. Въезд в цитадель, усиленный двумя выступающими на 20 м отрезками стен, устроен и в восточной стене ближе к северо-восточному углу.

Вокруг Сыгнака находились возделанные сельскохозяйственные уго — дья, орошаемые каналами, выведенными из Сырдарьи и Тюмень-арыком и бузгил-Узаком, а также речек, стекающих с Каратау — Мынбулака, Чу — лака, Арсланди, Кизил-тала, Кельте-Чагиз, русла которых до сих пор со — хранились в районе городища33.

Аснас. Остатки еще одного известного города Аснаса (Асанаса) на — ходятся в 50 км юго-восточнее от Кзыл-Орды. Письменные источники сообщают о нем как от городе, оказавшим сопротивление и покоренном войсками джучи в 1219 г. городище расположено на берегу сухого русла Асанас-Узяка. Оно имеет неправильную в плане форму и окружено ва — лом высотой до 5 м. В восточной части городища располагалась цитадель. Сейчас это бугор диаметром до 50 м и высотой 1 м. благодаря археоло — гическим исследованиям установлено, что жизнь в Аснасе продолжалось с первых веков н. э. до XV в.34

Собраны группы керамики, связанные с культурой огузов, кыпчаков и золотой Орды35.

Сауран. Одним из наиболее известных средневековых городов Средней Сырдарьи является Сауран. Его остатки, сохранившие прежнее название, находятся в 35 км северо-восточнее от современного г. Туркестана. Первые упоминания о городе относятся к X в. Макдиси характеризовал его так:

«Сауран (Савран, Сабран) — большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабад, соборная мечеть находится во внутрен-

33 ибн рузбахан исфагани, фазлаллах. михман-наме-йи бухара (записки бухар — ского гостя). Перевод, предисл. и примеч. р. П. джалиловой. Под ред. а. к. арендса. м., 1976. с. 116–117; байпаков к. м., ерзакович л. б. древние города казахстана. алма-ата, 1979. с. 124–125.

34 вактурская н. н. новые данные о городище асанас//этнография и археология средней азии. м., 1979. с. 127–133.

35 байпаков к. м. средневековые города казахстана на великом шелковом пути. алматы, 1998. с. 74.

нем городе. Он — пограничная крепость против гузов и кипчаков»36. Впо — следствии о нем упоминает Ибн ал-Асир и Якут как о крупном культурном и торгово-ремесленном центре37. В середине XIII в. Сауран под названием

«Савран» указан в маршрутнике армянского посла гетума — в одном ряду вместе с Сыгнаком (Сгнахом), Харчуком (Карачуком) и Асоном (Яссы)38.

При джучидах, в первой половине XIV в. Сауран был даже столич — ным центром Кок-Орды. В городе похоронен умерший в 1320 г. правитель Кок-Орды Сасы-бука. Его сын Эрзен строил в Сауране и других горо — дах медресе, ханаки, мечети39. Роль столичного центра Сауран сохранял и в последующее время. В 80-е гг. XV в. городом управлял Иренче-султан, сын одного из первых казахских ханов — джанибека40. Сауран XVI в. обстоятельно описан Рузбиханом. Ценные сведения о городе содержатся в мемуарах поэта и писателя Васифи, жившего здесь в 1514–1515 гг.41

Жизнь в Сауране продолжалась вплоть до середины XVIII в., в это время город превратился в «мелкое местечко около Туркестана»42.

Археологическое изучение городища Саурана началось более 100 лет назад. О нем упоминается в сочинениях П. И. Лерха, в путевых заметках П. И. Пашино, в отчетах А. И. фидченко. Все они пишут о хорошей со — хранности городища, его стен, развалин медресе43.

Археологическое изучение городища проведено в конце 40-х гг. XX в. Южно-Казахстанской археологической экспедицией (А. Н. бернштам).

36 материалы и исследования по истории туркмен и туркменистана (миитт). м., л., 1939. т.1. с. 125; бартольд в. в. к истории орошения туркестана. //соч. м.

1965. т. з. с. 225.

37 миитт. т. 1, с. 374; волин с. л. сведения арабских источников IX–XVI вв. о до — лине реки талас и смежных районах//тр. института истории, археологии и этногра — фии ан каз. сср (тииаэ). т. 8. алма-ата, 1960. с. 86.

38 гандзакеци, киракос. история армении. с. 224.

39 смизо. т. 2. м., л., 1941. с. 129.

40 Пищулина к. а. Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств в XV–XVII вв.//казахстан в XV–XVII вв. (вопросы социально-политической истории). алма-ата, 1969. с. 17.

41 ибн рузбахан исфаганн фазлаллах. михман-наме-йи бухара (записки бухар — ского гостя). Перевод, предисл. и примеч. р. П. джалиловой. Пол ред. а. к. аренд — са. м., 1976. с. 116; болдырев а. н. зайнаддин васифи. сталинабад, 1957. с. 160,

161, 335.

42 рычков П. н. топография оренбургской губернии//сочинение П. н. рычкова

1762 г. оренбург, 1887. с. 18–19.

43 лерх П. и. археологическая поездка в туркестанский край в 1867. сПб, 1870. с. 14, 21, 31; Пашино П. и. туркестанский край в 1866 г.: Путевые заметки. сПб.,

1868. с. 59–60; федченко а. П. Путешествия в туркестан. м., 1950. с. 46.

был снят визуальный план памятника и на основании полученного мате-риала предложена датировка44.

Одним из дискуссионных вопросов истории города стала его локализа — ция. Если местонахождение Саурана XIII–XVIII вв. не вызывает сомнений и ему соответствует городище Сауран, то локализация домонгольского города точно не устанавливалась. дело в том, что на городище Сауран нет слоев с материалами ранее XIII в., т. е. это городище возникло в XIII в. и существовало до XVIII в. Е. И. Агеева г. И. и Пацевич предлагали искать его на левом берегу Сырдарьи.

Рядом с Саураном, в 3 км восточнее, находится Каратобе. Исследова — ния позволили сделать вывод, что Сауран VI–XII вв. располагался на месте названного городища Каратобе, а Сауран XIII–XVIII вв. был перенесен на новое место, и ему соответствует одноименный памятник.45

городище Сауран представляет собой овальную в плане площадку, окруженную стеной, оплывшие участки которой сохранились на вы — соте от 3 до 6 м. Вытянуто оно с северо-востока на юго-запад на 800 м и с северо-запада на юго-восток — на 550 м. Площадь городища возвыше — на над окружающей местностью на 2–2,5 м. Стена его возведена на стило — бате высотой 2–3 м. Его наружная часть представляет собой берму (уступ на откосе). Стена сооружена из сырцового кирпича и пахсы, в ней про — слеживаются четыре круглые двухэтажные башни, выступающие за линию стены. Верхний этаж перекрывается куполом, опирающимся на тромпы, остатки которых сохранились до сих пор. В стенах башен прорезаны узкие щели бойниц.

Внутрь городища вели двое ворот. главные ворота находятся в северо — восточной части стены и представляют собой мощное фортификационное сооружение, фланкированное двумя выступающими наружу двухэтаж — ными башнями. Вход представляет собой двадцатиметровый коридоро — образный проход, образованный выступающими отрезками стены. Вторые ворота (сохранность их плохая) устроены в юго-восточном отрезке стены городища. В восточной части в башне имелся еще один, видимо потайной, вход в город в виде проема шириной 1,2 м, высотой 1,7 м.

У стены снаружи был выкопан ров глубиной до 3 м, шириной до 20 м. Магистральная улица делит территорию городища на 2 почти равные ча — сти по линии северо-восток — юго-запад.

44 бернштам а. н. Проблемы древней истории и этногенеза Южного казахстана// иан каз. сср. серия археолог. 1949, № 67, вып. 2. с. 82; агеева е. и., Пацевич г. и. из истории оседлых поселений и городов Южного казахстана//тииаэ, 1958. т. 5: археология. с. 107–110.

45 байпаков к. м. средневековые города казахстана на великом шелковом пути. алматы, 1998. с. 67–68.

Кроме двух магистральных улиц, в топографии городища прослежи — вается множество мелких улочек и тупичков, составляющих сложную разветвленную уличную сеть. На расстоянии 210 м от северо-восточного въезда, слева от магистральной улицы, находятся остатки монументально — го сооружения — медресе (известное по письменным источникам).

Вокруг центральных развалин, в радиусе 1400–1600 м, находятся остат — ки отдельных усадеб, образующих застройку различной плотности. Каждая усадьба состоит из дома и участка, окруженного стеной. Участки были за- няты бахчевыми культурами, садами, виноградниками и посевами зерновых. Площадь средней усадьбы приближается к 1 га, мелких — 0,5 га.

Преобладают средние усадьбы. По подсчетам, сделанным на основа — нии дешифровки аэрофотоснимков сельскохозяйственной округи Саурана, зафиксировано около 350 усадеб.

Подъемный материал (керамика, монеты) позволяет определить время существования усадеб в окрестностях Саурана XIII–XIV и XV–XVIII вв.

Водоснабжение города и орошение пригородных садов, как сообщают средневековые авторы, осуществлялось при помощи кяризов46. Остатки кяризов вначале были замечены при визуальном осмотре городища с само — лета, а затем отмечены на аэрофотоснимках47.

На территории Средней Азии и Казахстана кяризное орошение полу — чило наибольшее развитие в Туркменистане, а также Иране и Азербайд — жане. Наличие кяризной системы в Сауране свидетельствует о значимости их для развития жизни города48.

городище Сауран, с его высокими, до сих пор (частично) уцелевшими стенами, развалинами жилых кварталов и общественных построек, с его уникальными кяризами, остатками пригородной застройки и древними полями, представляет один из наиболее ценных археологических и архи — тектурных памятников периода золотой Орды.

Яссы (Туркестан). Туркестанский оазис был известен еще в VIII в. как округ Шавгар49. Столицей его являлся город Яссы, известный с XII в.

46 болдырев а. н. зайнаддин васифи. сталинабад, 1957. с. 161, 335.

47 акишев к. а., байпаков к. м. кяризы саурана//вестник ан каз. сср. 1973. № 4. с. 76–78.

48 кикшин н. ш. копет-даг: геологическое и гидрогеологическое исследования в Полторацком уезде туркменской области в 1923 г. ташкент, 1924. с. 75–764; Хам — раев а. Х. к вопросу о земельно-водных отношениях в бухарском ханстве в XIX в.// труды сагу. новая история. ташкент, 1948, вып 9. с. 27; рустамов я. а. этногра — фические данные о кяризной системе водоснабжения в азербайджане в XIX — нач ХХ вв. м, 1964. с. 8; Петрушевский и. б. земледелие и аграрные отношения в иране в ХIII–ХIV вв. м., л., 1960. C. 117–118.

49 бартольд в. в. к истории орошения туркестана//соч. м., 1965. т. з. с. 225.

В позднем Cредневековье, начиная с XVI в., у Яссы появилось новое имя — Туркестан.

Предположительно город Шавгар отождествлялся с городищем Чуй — тобе, расположенном в 8 км юго-восточнее г. Туркестана. город Яссы первоначально локализовался на месте городища Культобе, находящегося на территории самого Туркестана50. Именно здесь чеканил монету хорезм — шах Мухаммед ибн Текеш, утвердивший власть Хорезма на этих землях в начале второго десятилетия XIII в.

Судьба города в период монгольского нашествия неизвестна, но уже в сер. XIII в. под названием «Асон» он упомянут в маршрутнике гетуля51. В конце XIV в. город стал ареной борьбы между Тохтамышем и Тимуром. В конце XIV — нач. XV в. в связи с постройкой грандиозного мавзолея над могилой суфийского шейха Ахмеда Ясави город приобрел широкую известность и стал важным идеологическим и политическим центром Средней Азии и Южного Казахстана52.

Остатки города Яссы находятся на территории современного Тур — кестана. Его план, в сочетании с данными письменных источников, по- зволяет охарактеризовать его топографию. Цитадель (где находится мав — золей Ходжи Ахмеда Ясави) расположена в его северо-западной части. Это пятиугольный в плане бугор со сторонами: юго-восточная — 13 м, северо-восточная — 80 м, северная — 90 м, северо-западная — 130 м, юго-западная — 200 м.

Вокруг цитадели была возведена из сырцового кирпича стена с баш-нями. Хорошо сохранилась лишь западная стена городища, ее длина около

350 м, таково же расстояние ее от центра цитадели. В восточном направле — нии городище занимало вдвое большую протяженность, чем в западном, и стена отстояла на расстоянии около 700 м, площадь городища не ме- нее 35 га. Число ворот — 4. город пересекали три магистральные улицы, соединявшие четверо ворот. В южной части располагался караван-сарай и рядом с ним с внешней стороны стены — базар.

50 Пишулина к. а. Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств в XV–XVII вв.//казахстан в XV–XVII вв. (вопросы социально — политической истории). алма-ата, 1969. с. 11–13; агеева е. и., Пацевич г. и. из истории оседлых поселений и городов Южного казахстана//тииаэ, 1958. т. 5, археология. с. 94; его — ров в. л. историческая география золотой орды в ХIII–XIV вв. м, 1985. с. 129–130; байпаков к. м. средневековые города казахстана на великом шелковом пути. ал — маты. 1998. с. 61–65; смагулов е. а. некрополь средневекового туркестана//города туркестана. с. 59–61.

51 гандзакеци, киракос. история армении. с. 224.

52 байпаков к. м., ерзакович л. б. древние города казахстана. алма-ата, 1979. с. 140–142; акишев к. а. байпаков к. м. вопросы археологии казахстана. с. 123.

городище в своих позднесредневековых размерах, видимо, повторяет размеры домонгольского города Яссы. Об этом свидетельствует наход — ки на всей площади городища материалов IX–XII вв. Само же городище, как показали археологические раскопки, дожило до XIX в.53

В Туркестанском оазисе находились еще несколько городов рассма-триваемого времени.

Город Карнак прославился как место, где отливался казан для мавзо — лея Ахмед Ясави. Ему соответствует городище Ишкан в с. Атабай, в 25 км северо-восточнее Туркестана. Это село до недавнего времени носило ста — рое название Карнак, сохраняя имя средневекового города54.

городище, которое датируется XII–XVIII вв., в плане представляет собой трапециевидный бугор размерами 150×100 м с крутыми склонами и высотой 1,5×2,5 м. Сохранилась лишь центральная часть, вся остальная территория занята современной застройкой.

Город Карачук был впервые назван Махмудом Кашгарским, кото- рый написал: «Карачук — название фараба, а это название города гузов». В маршрутнике гетума город назван «Харчук», а расположение его ука — зывается между Саураном (Савраном) и Яссы (Асоном). В 1582 г. Кара — чук упомянут в связи с походом Абдаллах-хана. В русских источниках он отмечен на караванной дороге из Сибири в Среднюю Азию, не доезжая

5 верст до Туркестана55.

Остатки города состоят из двух частей, разделенных промоиной ши-риной 20 м.

Керамика, собранная на его территории, датируется III–XVIII вв.56

В Туркестанском оазисе находились средневековые города Икан, Сури, Сузак, Шагильджан, известные по письменным источникам и сле — ды которых выявлены в ходе археологических исследований57.

53 сениговат. и. керамика городища туркестана из верхнего строительного го — ризонта (XVII–XVIII вв.)//археологические памятники казахстана. алма-ата, 1978. с. 171–187.

54 байпаков к. м. о локализации позднесредневековых городов казахстана//са.

1977. № 2. с. 203; массон м. е. мавзолей Ходжи ахмеда ясави. ташкент, 1930. с. 16.

55 байпаков к. м. средневековые города казахстана на великом шелковом пути. алматы, 1998. с. 63–64.

56 байпаков к. м. средневековые города казахстана на великом шелковом пути. алматы, 1998. с. 663–65; байпаков к. м. о локализации позднесредневековых горо — дов казахстана//са. 1977. № 2. с. 203–209.

57 толстов сП. По древним дельтам окса и яксарта. м., 1962. с. 273–294; аки — шев к. а., байпаков к. м., ерзакович л. б. новое в средневековой археологии Южно — го казахстана//культура древних скотоводов и земледельцев казахстана. алма-ата,

1969. с. 5-42.

даже из краткого описания городов и поселений рассматриваемого оазиса видно, что это был важный культурный и экономический центр на международных караванных трассах Средневековья.

Рассмотренные нами средневековые города Кок-Орды представляли собой наиболее известные и крупные населенные пункты рассматривае- мого региона. Их значение не исчерпывалось влиянием лишь на близле — жащую округу; они были важными политическими, ремесленными и тор — говыми центрами Улуса джучи и других государств, в состав которых входили в Средневековье. Наряду с рассмотренными городами существо — вали и более мелкие оседлые поселения, выявленные в ходе археологиче — ских исследований в последние годы.

Материал взят из: Природа и общество: на пороге метаморфоз. Выпуск XXXIV — Кульпин Э. С.