Технология работы журналиста

Знание – сокровищница, но путь к ней – практика

ногие молодые люди, мечтающие стать журнали — стами, часто видят только парадный портрет этой профессии – красивых телеведущих на экране,

харизматичных ди-джеев на радио, журналистов во фраках на церемонии вручения «Тэфи». Однако даже студенты нашего факультета, уже имеющие небольшой журналистский опыт до поступления, узнают о том, какой огромный труд стоит за этим внешним блеском, только устроившись на работу в серьезное средство массовой информации. Работа журналиста – это за — хватывающий творческий процесс, иногда длительный и мучи — тельный, состоящий из множества звеньев, собрав которые, вы завершите строительство здания под названием «журналист — ский материал», который выйдет в эфир или будет опубликован в газете, размещен на сайте. Что же это за звенья, из которых складывается ежедневная, кропотливая работа журналиста?

Этапы творческого процесса:

1. Выбор актуальной и значимой темы для целевой аудито-

рии данного СМИ и соответствующей его формату.

2. Предварительный сбор материала по теме.

3. Подготовка к выезду на мероприятие (место встречи).

4. Выезд на мероприятие (встречу) и запись материала.

5. Обработка полученной информации в редакции (рас-

шифровка синхрона, монтаж, написание журналистского тек-

ста).

6. Утверждение материала у главного редактора.

7. Сведение готовой программы. Материал готов к выходу

в свет!

Заметим, что некоторые из этих пунктов могут оказаться условными в одной редакции и, наоборот, обязательными в другой. Многое зависит от традиций и технических возмож — ностей конкретного СМИ, от отпущенного вам срока на под — готовку материала, от жанра, в котором будете работать, но самое главное – от вида СМИ, для которого вы готовите свой материал. Раньше все средства массовой информации разделя — ли на бумажные (газеты) и электронные (радио, телевидение). Сейчас аналитики медиарынка уже все бумажные СМИ называ- ют электронными. «В январе 2007 года старейшая газета мира

– шведская Post-och Inrikes Tigningar, основанная в 1645 году,

– прекратила свое существование в печатном виде и теперь существует только в электронном», – так написал 3 сентября

2007 года в газете «Известия» Д. Воскобойников («Интернет на завтра»). Переход печатных СМИ в электронный формат стал возможным, конечно, благодаря развитию Интернета. И все же разница в работе на радио, телевидении, сайте и в газете по-прежнему ощутимая. Мы рассмотрим сначала особенности творческого процесса на радио и телевидении, а затем – в пе — чатных СМИ.

Итак, радио — или тележурналист прежде всего выбирает тему, на которую он будет писать (гораздо чаще вести ту или иную тему ему поручают в редакции). Эта тема должна быть ак — туальной и значимой для целевой аудитории данного СМИ и со — ответствовать формату конкретной радиостанции (телеканала), где работает журналист. Все форматы радио, например, делятся на музыкальные (Music), внутри которых идет дальнейшее де — ление, и разговорные (News/Talk – «Эхо Москвы», «Свобода» и др.). Наиболее популярными в Америке, Европе и России в конце ХХ века стали следующие музыкальные форматы: АС – Adult Contemporary («Современный взрослый» – «Ретро FM»,

«Олимп» (Челябинск), «Народный хит» (Челябинск) и др.), СHR – Contemporary Hit Radio («Радио современных хитов» –

«Европа Плюс», «Максимум» и др.), National Music («Песни на родном языке» – «Русское радио», «Наше радио») и другие. У каждого телеканала также есть своя «специализация», иногда ее можно услышать и увидеть в главном слогане канала, напри — мер: «СТС – первый развлекательный!» Понятно, что на этом

канале не будут серьезно обсуждаться политические вопросы, социальные проблемы и другие злободневные темы.

Определившись с темой, журналист приступает к предва-

рительному сбору материала. Например, вы освещаете тему

«Культура и искусство» и планируете встретиться с одним из художников (информационный повод – открытие его персо — нальной выставки). Для радиостанции (телеканала) вы можете сделать два материала – сообщение (сюжет) в выпуск новостей о выставке и более сложное по жанру и воплощению интервью- портрет с этим героем. Для подготовки второго материала вам необходимо узнать об этом человеке и его творчестве как можно больше. Используйте разные источники информации: узнайте мнение нескольких искусствоведов и художников, поинтере — суйтесь отзывами родственников и воспоминаниями друзей детства (с личного согласия вашего героя), задействуйте лич — ные контакты и связи при помощи Интернета, электронной по — чты, телефона и др. Однако не перестарайтесь, если вы будете знать о будущем собеседнике все, он перестанет быть для вас интересным, а значит и для вашей аудитории. Если же вы бу — дете снимать сюжет на сенсационную тему «Найдены останки царевича Алексея и княжны Марии?», то вам необходимо не только встретиться с разными специалистами по этому вопро — су, которые будут комментировать ситуацию, но и ознакомиться с самыми разными документами и свидетельствами, начиная с

1918 года (расстрел царской семьи большевиками) и заканчивая захоронением останков в 1998 году в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Прибегнуть к помощи различных архивов, вникнуть в заключения государственных и независимых суд — медэкспертиз, узнать об отношении к этому вопросу Русской Православной Церкви и т. д. Используя разнообразные источ — ники информации, вы сможете в дальнейшем даже провести собственное журналистское расследование. Другими словами, журналисту, прежде чем приступить к созданию материала, не- обходимо внимательно изучить саму проблему и ее состояние на данный момент, «увидеть» ее с разных точек зрения.

Следующий этап работы журналиста – подготовка к выезду на мероприятие (место встречи). Пятьдесят процентов успе — ха в работе журналиста, по мнению специалистов, заложено

в первоначальной подготовке к мероприятию (встрече). В нее входят и телефонные переговоры, и обдумывание журнали — стом предварительных вопросов, и написание сценария (для тележурналистов), и проверка работоспособности техники для аудио — или видеозаписи, и формирование психологического на — строя журналиста. Начинающие тележурналисты на этом этапе пишут подробный сценарий съемок и текст stand up’а (stand up

– рассказ журналиста в кадре на месте, непосредственно свя- занном с темой телесюжета; stand up подразделяется на различ — ные виды: начальный, конечный, серединный, обязательный, необязательный, но допустимый и т. д.).

Заблаговременно договоритесь с героем сюжета (вашим собеседником) о встрече. Определите точное место и время встречи (мероприятия). Установите связь с участниками меро — приятия, чтобы все время быть в курсе событий. Подготовьте вопросы для интервью или беседы, при создании которых су- щественную помощь вам должен оказать второй этап – «пред — варительный сбор материала по теме». Особенно важна пред — варительная подготовка вопросов для радиожурналиста, т. к. вся «сила» этого СМИ – в грамотной речи и качественном звуке. Начинающие радийщики записывают все вопросы на листы и при сильном волнении иногда «подглядывают» в них. Лучше всего выучить вопросы наизусть, если позволяет время, или, по меньшей мере, проговорить их несколько раз, т. к. все ваши речевые огрехи окажутся на пленке. Кроме того, если вы готовите программу (сюжет) о художнике – речь об этом при — мере шла выше – необходимо приехать в галерею, где органи — зовывается выставка, на два-три дня раньше ее официального открытия, чтобы внимательно посмотреть картины. Ведь для того чтобы вникнуть в творчество художника, попытаться по — стичь авторский замысел, стиль, сформулировать собственную оценку, требуется время. Иначе не избежать глупых вопросов и поверхностного, никчемного материала. И еще один очень важный момент. Перед выездом обязательно проверьте рабо — тоспособность техники для аудио — или видеозаписи. Особенно это важно для радиожурналиста, т. к. он записывает на дикто — фон все сам, без чьей-либо помощи. Тележурналист же всегда находится на съемках с оператором, который отвечает за ра-

боту телекамеры. Однако, в любом случае, если вы заметили неисправность или у вас возникли вопросы, сразу же обращай — тесь к специалистам в «Техническую службу», которая есть на каждой радиостанции и любом телеканале. Не забудьте про — верить, хорошо ли заряжена ваша техника, иначе она может от- ключиться в самый ответственный момент.

Итак, вы подготовились к встрече, уточнили последний раз ее время (если она неоднократно откладывалась), впереди очень ответственный этап – выезд на мероприятие (встречу) и запись материала. Этот отрезок работы особенно важен для радио — и тележурналистов, т. к. печатники многое могут дописать и до- думать позже, в процессе работы над статьей. Если тележурна — лист с оператором опоздали на мероприятие и все важное уже сказано или произошло – у них нет «картинки» мероприятия, а значит, нет и телесюжета. Если же радиожурналист некаче — ственно записал голос на пленку (существуют точные техниче — ские характеристики «звука» для радио), то этот материал будет признан браком и не выйдет в эфир. Радиожурналисту необхо — димо не только следить за качеством записи, работой дикто — фона, но и успеть записать «звуковую картину» мероприятия, которая может понадобиться позже при монтаже материала в студии. Тележурналисту на этом этапе работы необходимо за — писать важнейшие моменты мероприятия, интервью с героями, необходимые опросы, «закрывашки» («закрывашки», перебив — ки – картинки с места съемки, которые помогают в сюжете переходить от одной темы (мысли) к другой ), а также stand up, если он необходим в этом сюжете.

Обработка полученной информации в редакции – следую — щий этап творческого процесса, который требует от журналиста умения выделять главное, анализировать, обобщать. Это самый длительный этап. Для создания материала на радио необходи — мо сначала расшифровать синхрон (выбранные из интервью слова собеседников, которые журналист собирается вставить в программу), проанализировать его, выбрать главное и отмон — тировать «звук» со звукорежиссером или самостоятельно, рас- пределив полученный материал на несколько частей согласно замыслу. Затем написать тексты студий. Опытные журналисты, работающие над собственной программой не один год, иногда

пишут тексты студий заранее, зная тему и будущих собеседни- ков, однако никто из них не обходится без последующей прав — ки, корректировки подобных заготовок. Встреча с собеседни — ком может полностью перевернуть ваши планы, или, наоборот, удачная идея созреет только в процессе обработки полученной информации. Тексты студий, отмонтированный «звук», гото — вые заставки – все это блоки, из которых, как из кирпичиков, складывается вся программа.

Вот, например, из каких блоков может состоять радиосооб-

щение, которое журналист готовит для выпуска новостей:

1. Главная часть радиосообщения (строится по принципу перевернутой пирамиды: сначала самое главное, затем менее важное и далее по убывающей). Радиосообщение должно от — вечать на три главных вопроса: Что (произошло)? Где? Когда? И лишь после ответа на эти вопросы можно раскрывать другие: Как? Каким образом?

2. Звук 1. Отмонтированное дополнение специалиста (по- литика или другого уполномоченного лица), который скажет что-то еще уточняющее, важное для этого сообщения. В этом

«звуке» не должно быть дословного повтора того, что есть в главной части радиосообщения.

Такое дополнение специалиста журналист может отмонти — ровать сам, т. к. здесь не требуется столько знаний, мастерства и виртуозности, как при монтаже и сборке сложных радиопро — грамм. На многих челябинских радиостанциях («Русское радио

– Челябинск», «Интерволна», «L–радио» и др.) для звукового монтажа используется программа «Sound Forge». Эту же про — грамму, например для звукового монтажа закадрового текста, могут использовать и телевизионщики. Звукорежиссеры ради — останций «Южный Урал» и «Студия–1» (ЧГТРК) монтируют материалы в программе «Дигитон».

А вот из каких блоков может быть построена, например, ав-

торская программа на радио:

1. Фирменная звуковая заставка программы.

2. Студия 1. Слова журналиста на музыкальной подложке студии.

3. Звук 1. Синхрон: опрос (Vox Pop, т. е. такое интервью, ко-

торое ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-

либо конкретному вопросу; латинский вариант названия «блиц- опрос» или «опрос на улице») без музыкальной подложки.

4. Музыкальная отбивка с названием программы.

5. Студия 2. Слова журналиста на музыкальной подложке студии.

6. Звук 2. Синхрон: интервью со специалистом без музы-

кальной подложки.

7. Фирменная музыкальная отбивка программы.

8. Студия 3. Слова журналиста на музыкальной подложке студии.

9. Звук 3. Синхрон: продолжение опроса.

10. Студия 4. Слова журналиста на музыкальной подложке студии.

11. Звук 4. Синхрон: продолжение интервью со специали-

стом.

12. Студия 5. Слова журналиста на музыкальной подложке для финала программы.

Расшифровка синхрона – важный для создания программы процесс, ибо журналисту необходимо выбрать из всего интер — вью самое главное, яркое, только то, что он возьмет в свою программу. Сделать это бывает нелегко. Поэтому на некоторых разговорных радиостанциях начинающие журналисты рас — шифровывают синхрон полностью, даже если на запись ушел целый час. Многократно прослушивая, записывая и перечиты — вая сказанное собеседником, начинающий журналист вникает в смысл и выбирает нужные отрывки для монтажа. Опытные журналисты уже во время записи понимают, какие слова ин — тервьюируемых они возьмут в свой материал, и мысленно при — кидывают, из каких блоков будет состоять будущая программа. Необходимо отметить, что не всегда автор программы и ее ве — дущий – одно и то же лицо. Например, если радиожурналист имеет дефекты речи, что бывает крайне редко, он может гото — вить сразу несколько авторских программ, но читать в эфире их будет другой журналист – ведущий программы.

Радио не терпит монолога, оно диалогично по своей приро — де. Это разговор трех человек – журналиста, его собеседника и слушателя. И чем больше собеседников, больше «резок» в мате — риале, тем насыщеннее, интереснее и динамичнее программа. А

чем разнообразнее звуковая палитра с чередованием мужских и женских голосов, с присутствием разных точек зрения при веду — щей роли журналиста, тем дольше слушатель останется с Вами.

Для работы на телевидении этот этап работы состоит из просмотра и анализа записанного видеоматериала (stand up’а

– если есть); выбора нужного материала для сюжета; анали — за и отбора синхрона; написания закадрового текста, записи его в студии и дальнейшего звукового монтажа этого текста. Телевизионный сюжет, так же как и радиоматериал, расписы — вается по блокам:

1. Закадровый текст. Этот блок содержит информацию, ко-

торую журналист сообщает зрителю.

2. Cинхрон. Выбранные отрывки из интервью, которые

журналист собирается вставить в сюжет.

3. Stand up. Рассказ журналиста в кадре на месте, связан-

ном с темой сюжета.

Умелое чередование этих блоков должно привести к цель — ному сюжету со своей драматургией. В материале не должно быть ничего лишнего, и он должен выполнять ту задачу, кото — рую журналист сформулировал перед началом работы.

Итак, вы написали радиотексты «студий», отмонтирова — ли со звукорежиссером «звуки» для них – ваш радиоматериал практически готов к выходу в эфир. Осталось – сдать мате — риал главному редактору для его утверждения. Как уже от — мечалось выше, традиции работы в каждом конкретном СМИ разные, поэтому этот этап, например, может отсутствовать в одной редакции или, наоборот, быть чрезмерно бюрократизи — рован в другой. Как правило, главный редактор гораздо вни — мательнее относится не к расшифровке синхрона, а к качеству журналистского текста, окончательный вариант которого автор начитывает в студии у микрофона после правки.

И последний этап – сведение готовой программы. Все за- писанные «студии», «stand up»′ы, отмонтированные «звуки», видеоряд с закадровым текстом и другие блоки, поставленные журналистом в определенной последовательности, сводятся в специальных программах для сведения. На радиостанциях, на — пример, используются такие программы сведения, как «Vegas»,

«Audition», «S’amplitude» и другие, а телевизионные материалы

сводятся в универсальной программе «Adobe Premiere». После процедуры сведения ваше «детище» готово к выходу в эфир и начинает уже самостоятельную жизнь в сетке вещания канала.

Следует заметить, что работа на телевидении отличает — ся от творческого процесса на радио не только технически. Телевидение – это, прежде всего, работа в команде. И если на разговорных радиостанциях в подготовке даже самой сложной программы участвуют, как правило, два человека – радиожур — налист и звукорежиссер, то над телевизионным проектом тру — дится большая творческая бригада: журналист, оператор, мон — тажер, режиссер, звукорежиссер, продюсер, стилист и многие другие. И все они должны быть не только командой профес — сионалов, но и командой единомышленников.

Учитывая то обстоятельство, что первые публикации начи- нающие журналисты делают, как правило, для печатных СМИ, мы даем пошаговый алгоритм написания газетного материала, используя который, Вы можете попробовать себя в журнали — стике и дебютировать в СМИ. Итак, процесс подготовки газет — ного материала распадается на девять «шагов».

Шаг 1. Выбор информационного повода (события) или акту- альной темы, которая может быть не привязана к какому-либо информационному поводу, но злободневна и вызывает интерес у читателя. Информационный повод и событие корреспон — денту может подсказать (поручить разработать) руководитель редакции (или отдела), читатель – в письме или по телефону. Нередко корреспондент выбирает информационный повод или тему самостоятельно – с подачи друзей, знакомых, представи — телей официальных структур, важных документов, попавших в поле зрения и т. д. Но и в этом случае необходимо рассказать о намерении готовить тот или иной материал руководителям редакции или отдела, заручиться их поддержкой. Это дает га — рантию, что материал, задуманный корреспондентом, способен вызвать интерес и, в случае его качественной проработки, бу — дет обязательно опубликован. Таким образом, журналист ста- новится застрахованным от того, что его труд и потраченное время будут напрасными.

Шаг 2. Если предметом будущего материала является инфор-

мационный повод, корреспондент знакомится с проистечением

события (как правило, непосредственно присутствуя или уча- ствуя в нем), фиксирует в блокнот наиболее важные и интерес — ные детали. Особенно следует обращать внимание на точность записи имен, фамилий и должностей участников события или связанных с ним людей, названий организаций, топографиче — ских наименований и т. д. Даже самый интересный материал с красочными (и главное – красноречивыми) деталями своими неточностями вызывает у читателя раздражение. Особенно, когда речь идет о достаточно известных именах и названиях. Реакцию героев публикации вообще предсказать сложно. В любом случае, они точно обидятся. Если предметом публика — ции является актуальная тема (проблема), корреспондент опре — деляет, кто из осведомленных людей, возможно, специалистов, может дать пояснения о причинах, последствиях, вариантах решения проблемы. Для каждого такого человека корреспон — дент составляет отдельный список вопросов, договаривается о встрече. Диалог продолжительностью до 10 минут может быть по телефону. Короткий комментарий на четко сформули — рованные вопросы можно получить посредством электронной почты. Если комментарий эксперта (так в основном называют этих людей) не записывается на диктофон, либо расшифровка диктофонной записи серьезно редактируется в процессе обра — ботки, уместно косвенную, а тем более прямую цитату согла — совать с источником информации. Вдруг корреспондент непра — вильно понял суть высказывания и исказил его? В публикации обязательно необходимо указывать автора комментария (опять же обращаем внимание на точность написания имен, фамилий и должностей), за исключением тех случаев, когда он сам про — сит не называть его имени. В процессе беседы важно отсле — живать, чтобы эксперт действительно отвечал на поставленные вопросы, а не просто озвучивал интересную информацию, не имеющую отношение к тому, о чем спрашивал журналист. В этом случае важно уточняющими, более конкретными вопро — сами добиваться значимых для публикации ответов. Кстати, это актуально и для тех материалов, которые публикуются в вопросно-ответной форме, то есть в жанре интервью.

Шаг 3. Составление композиции публикации на основе по-

лученных данных. Как правило, все самое важное и интерес-

ное (точнее, интересное и важное) излагается в начале публи- кации. При этом важно не нарушать логику изложения: после — довательно показываем каждую сторону события или явления. Фиксируем значимые и интересные детали.

Шаг 4. Написание и редактирование текста корреспонден — том (с практикой редактирования Вы познакомитесь в седьмой главе книги).

Шаг 5. Редактирование текста заведующим отделом (руко-

водителем службы – в зависимости от структуры редакции).

Шаг 6. Редактирование текста ответственным секретарем

(руководителем службы выпуска).

Шаг 7. Согласование (возможно редактирование текста)

главным редактором.

Шаг 8. Возвращение материала в секретариат для верстки. На этой стадии журналист может участвовать в организации иллюстративного материала: договориться с героем публика — ции о времени фотосъемки, предоставить цифры для инфогра — фики и т. д.

Шаг 9. Вычитка корреспондентом материала в сверстанной полосе, составление оригинальных подписей к снимкам и т. д. Последний этап не является для автора материала обязательным и является обязанностью дежурного по номеру, который по гра — фику назначается из журналистов издания. Тем не менее прави — лом хорошего тона является окончательная вычитка материала именно автором. Во-первых, за счет тех же подписей к снимкам можно расставить дополнительные акценты. Во-вторых, если в тексте по вине компьютерщиков, допущены технические ошиб — ки и автор текста их не заметил, то обвинять ему будет некого. А для адекватного журналиста это всегда плюс.

Материал взят из: Введение в журналистику – Журавлева А. А.