ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Дилеммы профессиональной морали

Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсаль­ ные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регули­ рования человеческого поведения в конкретных, специфических облас­ тях деятельности. Существует, например, универсальная этическая заповедь "не убий". Но не являются ли в таком случае служба в армии, защита Отечества с оружием в руках аморальными? Конечно, нет. Кому из русских людей неизвестен пример преподобного Сергия Радонежско­ го, который благословил на войну князя Дмитрия Донского, молился об успехе русского оружия и поминал воинов, погибших на поле брани?

Вместе с тем это не означает, что любые поступки, совершенные на войне, не могут быть осуждены. Как же вести себя офицеру и солда­ ту, чтобы их действия могли быть признаны правильными с этической точки зрения? Для аргументированного ответа на подобные вопросы и существует понятие "воинская этика"1 , в которой универсальные эти­ ческие нормы согласуются со спецификой данного рода деятельности, учитываются некоторые дополнительные моральные требования, ха­ рактерные для такой деятельности.

Профессиональная (функциональнодифференцированная, роле­ вая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определен­ ному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе про­ фессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить паци­ енту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ас­ социируемых с различными видами профессиональной этики (меди­ цинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др.), включают некий вид противоречия между функциональнодифференцируемой и универсальной этикой.

Воинский кодекс поведения воина во время боя и вне его встречается уже в

Махабхарате — древнейшем памятнике индийской эпической литературы.

Универсальная этика относится к нормам поведения, которые яв­ ляются обязательными для всех людей независимо от их професси­ ональной принадлежности или социальных функций. Вообще говоря, не существует неизбежного конфликта между этикой ролевой и поня­ тием обязательств универсальной этики. Однако когда случается такой конфликт, он создает серьезную этическую проблему для человека, принимающего решение. Так, например, журналисты обязаны показы­ вать детали случившегося настолько объективно, насколько это возмож­ но. Однако случается, когда само присутствие журналистов влияет на характер событий. Например, некоторые фотожурналисты заметили, что военный персонал низшего уровня в развивающихся странах с реп­ рессивными режимами часто увеличивает интенсивность допросов плен­ ных, когда на них наводится фотоаппарат, потому что следователь имеет зрителей и это позволят ему чувствовать себя сильным мужчиной. Как реагировать фотожурналисту на подобные ситуации? С одной стороны, на нем как на журналисте лежит профессиональная обязанность вос­ принимать сюжет так, как он есть. С другой — фотожурналист не может игнорировать всеобщий долг защищать человеческую жизнь.

Каким обязательствам — функциональнодифференцированному или универсальному — должен последовать принимающий этическое решение? Существенно, что некоторые фотожурналисты реагировали на ситуацию подобного рода зачехлением своих фотоаппаратов и ухо­ дом с места допроса.

Для лучшего понимания особенностей профессиональной этики рассмотрим подробнее одну из наиболее разработанных профессиональ­ ных этик — медицинскую этику, или, как еще ее иногда называют, деонтологию.

Медицинская этика как пример профессиональной этики

Медицинская этика — одна из самых древних профессиональных этик. Разумеется, она появилась первоначально не как некоторая тео­ ретическая наука, а как кодифицированная система ответственности врача, его обязанностей перед пациентом, правил его поведения. Ее возникновение почти совпадает с рождением самой медицины — уже в Древнем Вавилоне и в Индии в ведийскую эпоху, т. е. более 3000 лет назад, врачу надлежало придерживаться кодекса медицинской этики.

Всегда будь терпелив, внимателен, учтив,

Будь скромен, подчини дела железной логике ума,

Медицинская этика как пример профессиональной этики 43

Старайся исцеленье дать больному, Не требуя ни жертв,

Ни блага для себя —

так говорилось в одном из древних индийских трактатов по медицине.

До сегодняшних дней при посвящении во врачи студенты повторя­ ют древнейший кодекс профессиональной этики — клятву Гиппокра­ та: "Клянусь врачующим Аполлоном, и Асклепием, и Гигией, и Пана­ цеей, всеми богами и богинями, призываю их в свидетели, что буду оставаться верным этой клятве и подписанному мной договору во всех своих суждениях и отдавать этому все свои силы. Буду помнить тех, кто обучил меня этому искусству, ежели захотят воспринять его, не требуя воздаяния; буду передавать поучения письменные и устные, а также любые другие виды знания моим детям, равно как и детям моего учи­ теля, и другим ученикам, что поклялись быть верными и полезными, но никому другому. Употреблю все свои силы для помощи больным и воспрепятствую несправедливости и нанесению вреда. Никому не под­ несу лекарства смертоносного, даже если о том попросят, также не дам такого совета другому, не допущу беременных женщин до аборта. Сохраню в чистоте и святости мою жизнь и мое искусство. Не стану оперировать страдающего каменнопочечной болезнью, но предостав­ лю это искушенным практикам. Во всех случаях иду на помощь больно­ му, остерегаясь вреда и несправедливости, в особенности возбуждения похоти в телах мужчин и женщин, свободных или рабов. А ежели дове­ дется услышать и увидеть по долгу профессии или вне ее в моих отно­ шениях с людьми нечто, что не подлежит разглашению, о том сохра­ ню молчание и как священную тайну уберегу. И если сохраню верность этой клятве и не унижусь, пусть мне ниспошлется лучшее из этой жиз­ ни — искусство и вечная честь. Если же нарушу клятву, да буду покрыт бесчестьем и позором".

Однако развитие медицины и общества привело к тому, что сфера медицинской этики не осталась неизменной за последние две тысячи лет. Повышенный интерес к вопросам медицинской этики, деонтоло­ гии, биоэтики, медицинского права в настоящее время связан, по мнению специалистов, с одной стороны, с прогрессом биологии и медицины и, с другой — с расширением прав человека.

Ученые выделяют в истории врачебного дела две модели медицин­ ской этики: классическую, сложившуюся еще со времен Гиппократа, и современную. Классическая модель включает четыре основных объек­ та моральной регуляции: 1) врачебную тайну; 2) прерывание беремен­ ности; 3) эвтаназию; 4) благо пациента.

Современная модель складывается в условиях, когда неизмеримо вырос технический уровень решения проблем, связанных со здоровьем

и жизнью человека, когда ситуации, с которыми сталкивается врач, заметно усложнились, стали неповторимыми, заметно возрос риск ошибочного решения. Кроме того, значительно изменилось отношение общества и государства к проблемам же нарушу клятву, да буду покрыт бесчестьем и позором".

Однако развитие медицины и общества привело к тому, что сфера медицинской этики не осталась неизменной за последние две тысячи лет. Повышенный интерес к вопросам медицинской этики, деонтоло­ гии, биоэтики, медицинского права в настоящее время связан, по мнению специалистов, с одной стороны, с прогрессом биологии и медицины и, с другой — с расширением прав человека.

Ученые выделяют в истории врачебного дела две модели медицин­ ской этики: классическую, сложившуюся еще со времен Гиппократа, и современную. Классическая модель включает четыре основных объек­ та моральной регуляции: 1) врачебную тайну; 2) прерывание беремен­ ности; 3) эвтаназию; 4) благо пациента.

Современная модель складывается в условиях, когда неизмеримо вырос технический уровень решения проблем, связанных со здоровьем

и жизнью человека, когда ситуации, с которыми сталкивается врач, заметно усложнились, стали неповторимыми, заметно возрос риск ошибочного решения. Кроме того, значительно изменилось отношение общества и государства к проблемам медицины: фактически сегодня медицина стала крупнейшей отраслью по воспроизводству рабочей силы. К новым проблемам, возникшим в наши дни, относятся: 1) транс­ плантация органов (с одной стороны, орган должен быть "живым", если имеется в виду его приживление, а с другой — донор должен быть "мертвым", прежде чем орган подвергнется удалению. С этим связан вопрос о точном определении времени наступления смерти); 2) ис­ кусственные внутренние органы; 3) искусственное оплодотворение;

4) влияние на генофонд; 5) проблема справедливого распределения благ при реабилитации ("каждому по совести", "каждому то же са­ мое", "каждому по заслугам", "каждому либо минимум, либо ниче­ го", "каждому по потребностям") и др. Рассмотрим некоторые класси­ ческие и современные этические проблемы медицинской практики.

Врачебная тайна

Предохранить частную жизнь человека от вмешательства других лю­ дей призвана врачебная тайна (или правило конфиденциальности). По роду своей деятельности врач знает о пациенте гораздо больше, чем другие люди. Однако та информация, которую пациент передает врачу или сам врач получает в результате обследования, не может быть переда­ на третьим лицам без разрешения этого пациента (диагноз заболевания, данные о состоянии здоровья, прогноз и т. д.). В форме понятия "врачеб­ ная тайна" правило конфиденциальности зафиксировано во многих эти­ ческих кодексах, начиная уже с клятвы Гиппократа. В "Основах законо­ дательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" конфиденциальности посвящена ст. 61 "Врачебная тайна".

Но врачебная тайна как профессиональное этическое требование, зафиксированное в форме закона, часто сталкивается с другими эти­ ческими требованиями и нормами, в результате чего возникают эти­ ческие коллизии. Представим себе такую ситуацию. Обычная москов­ ская квартира. Ребенок заболел корью. Мать просит врача, чтобы он не сообщал эпидемиологу, а она посидит с ребенком, поскольку не рабо­ тает. И врач идет ей навстречу, соблюдая, так сказать, врачебную тайну. А через три дня, когда рle=’mso-spacerun:yes’> и Н. М. Тверская приводят следующий пример. В октябре 1973 г. в Окленде (США) произошло весьма примечательное заседание суда штата Калифорния. Подсудимому было предъявлено обвинение в убийстве. Адвокат потребовал заменить фор­ мулировку "убийство" на "вооруженное нападение". Что же позво­ лило ему выступить с подобным требованием?

За месяц до суда преступник выстрелом в голову убил человека по фамилии Мур. Врачи установили факт смерти от огнестрельного ране­ ния в мозг. Еще живое сердце убитого было извлечено и доставлено вертолетом в другой город, где его пересадили пациенту. Адвокат по­ требовал замены формулировки (ибо за этим — другая статья Уголов­ ного кодекса, а значит, иное наказание!), сославшись на то, что Мура после ранения нельзя было считать мертвым, если его сердце продол­ жает биться в груди другого человека. "Кто же совершил убийство, — обратился он к суду, — тот, кто стрелял, или хирург?" Вопрос адвока­ та смутил многих.

В Японии и мусульманском мире проблемы трансплантологии во­ обще не существует. Ее противники ссылаются на то, что в качестве донорских могут быть использованы только живые органы, а значит, и прежнего их владельца нельзя считать мертвым. На этом вопрос счита­ ется исчерпанным.

Сам факт смерти не всегда легко констатировать. Старинные спосо­ бы определения смерти: зажженная свеча, зеркало, расширение зрач­ ков, отсутствие дыхания, пульса — и даже современные, например энцефалограмма, не могут безошибочно определить, жив человек или мертв. Медицинская практика знает много примеров, когда официаль­ но признанный мертвым человек "оживал" через несколько часов пос­ ле констатации смерти. Циркуляр ООН определяет смерть как оконча­ тельное прекращение всех жизненных функций. Однако, по мнению специалистов, определить эмпирически конец состояния клинической смерти каждого отдельного организма практически невозможно.

Аборты

Согласно официальной статистике, в нашей стране делается

7 млн. абортов в год. Сколько их делается неофициально — не знает никто. В конце XX в. на каждую тысячу новорожденных приходилось

к, Лекция 3. Профессиональная этика

более 2 тыс. абортов. Как защитить жизнь человека, пока он во чреве матери?

В ФРГ, например, это делается так. В Уголовном кодексе в парагра­ фе 218 записано, что освобождение врача от наказания за сделанный аборт может быть осуществлено в следующих случаях: медицинское показание (угроза жизни либо здоровью беременной) предусматривает аборт, невзирая на сроки беременности; генетическое показание (опас­ ность рождения физически либо умственно неполноценного ребенка) предусматривает аборт до 22 недель беременности; этическое показа­ ние (беременность, возникшая в результате изнасилования) предус­ матривает аборт в первые 12 недель; социальные показания (рождение ребенка может повлечь чрезвычайную ситуацию для матери: воспре­ пятствовать окончанию школы, привести к депрессии, резко ухудшить материальное положение) предусматривают аборт до 12 недель.

В нашей стране существовал запрет на аборты, снятый в 50е годы. Затем были введены ограничения: аборт делается в первые 12 недель; аборт делается, если существует угроза здоровью или жизни матери, при любом сроке беременности. А новое российское законодательство предусматривает еще одно показание — социальное, и срок прерыва­ ния — до 22 недель.

Эвтаназия

В переводе с греческого языка эвтаназия означает безболезненную смерть. В медицине данный термин означает умерщвление пациента ради его блага. Современные технические возможности в целом ряде случаев позволяют на протяжении многих месяцев поддерживать в вегетатив­ ном состоянии организм безнадежно больного, страдающего или не­ обратимо потерявшего сознание человека. Это не только приводит к длительным мукам пациента, но и требует больших расходов и привле­ чения ресурсов, которые можно было бы использовать для возвраще­ ния к нормальной жизни многих других больных. Кроме того, пробле­ ма эвтаназии обостряется в связи с широким распространением методов трансплантации органов — чем дольше пациент находится в коматоз­ ном состоянии, тем меньше остается возможностей для использования его органов в операциях по пересадке.

В этих случаях в медицинской практике ряда стран, например в США, эвтаназия, проводимая с согласия пациента (если он успел ос­ тавить так называемое прижизненное завещание, находясь в сознании) или его родственников (доверенных лиц), получает все большее рас­ пространение. Один из основных моральных аргументов сторонников эвтаназии — утверждение права каждого человека самому распоряжаться своей жизнью.

Вместе с тем у эвтаназии есть много противников. Их аргументы можно свести к следующим: за время жизнеобеспечивающего лечения могут быть найдены новые медицинские средства, позволяющие исце­ лить больного; опасность злоупотреблений со стороны врачей в случае, если эвтаназия получит широкое распространение; применение эвта­ назии подрывает веру в святость человеческой жизни и даже может квалифицироваться как убийство.

Различают активную эвтаназию, когда врач предпринимает какие либо действия по умерщвлению, например отключает аппаратуру, под­ держивающую жизнедеятельность организма больного, и пассивную, когда врач не прибегает ни к каким мерам по спасению умирающего. В современных этических дискуссиях у пассивной эвтаназии сторонни­ ков больше.

Профессиональная и универсальная этика

Мы видим, таким образом, что профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, кото­ рые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универ­ сальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм при­ менительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.

Профессиональная мораль возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению соци­ альных групп. С образованием профессиональных групп возникает со­ циальная потребность в регулировании отношений людей внутри дан­ ных групп. Первоначально это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференци­ ровались, в результате чего возникали все новые профессии.

В зависимости от конкретных исторических условий на первый план выдвигается та или иная сторона профессиональной деятельности. От­ ношение к ней общества определяет ее ценность.

Чем же обусловлена нравственная оценка профессии? Вопервых, тем, что данная профессия дает объективно для общественного разви­ тия. Вовторых, тем, что эта профессия дает человеку субъективно, в смысле нравственного на него воздействия.

Всякая профессия, поскольку она существует, выполняет опреде­ ленную социальную функцию. Представители этой профессии имеют свое общественное назначение, свои функции, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, которая накладывает свой отпечаток на людей независимо от того, хотят они этого или не хотят.

Внутри каждой профессиональной группы складываются опреде­ ленные специфические связи и отношения людей. В зависимости от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опас­ ностей, которые требуют от человека определенного типа действий, методов, психологических реакций. В каждой профессии рождаются свои моральные "искушения", моральные "доблести" и "потери", возника­ ют определенные противоречия, вырабатываются своеобразные спосо­ бы их разрешения.

В профессиональную деятельность человек вовлекается с его субъек­ тивным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оце­ нок, со своим образом мышления. Среди многообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделятся наиболее типич­ ные, которые и характеризуют относительную самостоятельность про­ фессии, ее моральную атмосферу. А это, в свою очередь, обусловлива­ ет специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения.

Таким образом, как только профессиональные отношения приоб­ рели качественную устойчивость, это привело к формированию осо­ бых нравственных установок, соответствующих характеру труда, т. е. к возникновению профессиональной морали с ее исходной клеточкой — нормой, отражающей практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений как между членами профессиональной груп­ пы, так и между самой группой с обществом. Историческое развитие профессиональной нормы шло от конкретного к абстрактному. Перво­ начально ее значение сугубо конкретно и связывается с определенным реальным действием или предметом. Лишь в результате длительного развития ее смысловое содержание приобретает общий, собственно моральный смысл.

Каждая эпоха располагает своим комплексом вычленившихся про­ фессиональных норм, т. е. профессиональной моралью. Возникнув, про­ фессиональная мораль становится определенной духовной реальнос­ тью, обладающей относительной самостоятельностью. Она начинает жить собственной жизнью и превращается в объект осмысления, изучения, анализа, усвоения, становится силой, направляющей поведение пред­ ставителя той или иной профессии. Если бы существовал кодекс эти­ ческих принципов, который относился бы к всем культурам, фило­ софским воззрениям, верованиям и профессиям, он мог бы обеспечить такую универсально полезную систему, которая заставила бы посту­ пать людей по совести и руководила бы нашими поступками.

Есть много методов принятия решений, но лишь некоторые пока­ зывают, когда ситуации могли подразумевать нравственный подтекст. Тем не менее уже сами сведения являются первым решительным ша

гом на пути принятия решений. Распознание нравственного подтекста ситуации должно предшествовать всякой попытке решить проблему. В противном случае что же необходимо предпринимать?

Нравственные коллизии и конфликты очень редко преподносятся нам как ожидаемые и прогнозируемые. Они обычно приходят внезап­ но, прежде чем мы успели их распознать, или развиваются так посте­ пенно, что мы узнаем их лишь в ретроспективе; это похоже на то, что мы замечаем змею только после того, как были укушены.

Можно предложить следующие правила этического поведения в качестве ориентиров — общие указания, которые должны использо­ ваться в качестве принуждения работать согласно своим моральным принципам. Они неабсолютные и, скорее, более похожи на приблизи­ тельную систему мер, где единственно точный вариант невозможен. Они часто противоречат друг другу на практике, и иногда один вари­ ант имеет гораздо больше преимуществ при стечении определенных обстоятельств. Но с этими принципами необходимо считаться.

В некотором смысле эти принципы являются детьми родоначальни­ ков всех принципов — безусловной любви и сострадания. Они проявля­ ются во всех религиях, а в данном случае выражаются как "беспокой­ ство за благосостояние окружающих". Они также схожи с утверждением о том, что мы должны просто следовать нашей интуиции и полагаться на "внутренний голос". Тем не менее этот голос не всегда внятный, и сегодняшнее общество может преподнести сложные обстоятельства, которые требуют больше управления, чем "беспокойство для других". Эта совокупность норм поведения предлагается как более подробная справка.

Для удобства использования принципы сгруппированы в три кате­

гории: персональная, профессиональная и всемирная этика.

Принципы персональной этики

Эти принципы могут быть названы моралью, поскольку они от­ ражают общие ожидания каждого человека в любом обществе. Это та­ кие принципы, которые мы пытаемся привить нашим детям и которых ожидаем от других. Они включают:

• беспокойство за благополучие других;

• уважение права других быть самостоятельным;

• надежность и честность;

• добровольное подчинение закону (за исключением гражданского неподчинения);

• справедливость;

• отказ от несправедливого преимущества над другими;

• благотворительность, возможность приносить пользу;

• предупреждение вредных последствий.

Принципы профессиональной этики

В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, действуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной этической ответ­ ственности. Например, профессиональные ассоциации имеют своды этических правил, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики, как, например, медицина, право, учет, лесоводство или проектирование. Эти зафиксированные письменно установки обусловливают стандартное поведение, которое обычно основывается на принципах профессиональной этики, вклю­ чающей:

• беспристрастность, объективность;

• прямоту, полное разоблачение;

• конфиденциальность;

• должное старание (обязанность заботы);

• точное исполнение профессиональных обязанностей;

• избежание потенциальных или явных конфликтов.

Принципы всемирной этики

Каждый из нас влияет на мир уже только тем, что просто существует (всегда мудро мыслить глобально!). Дополнительная мера ответственнос­ ти устанавливается на уровне, соответствующем мировому, как, напри­ мер, правительства и транснациональных корпораций (с увеличением мощи увеличивается и ответственность, хотим мы этого или нет).

Одним из элементов бремени руководства является возможность влиять на общество и совершать мировые дела (в положительном смысле). Может ли человек (или компания) быть поистине успешным, вызывая своей деятельностью человеческое страдание или нанося непоправи­ мый ущерб окружающей среде? Современная и полная модель успеха должна также учитывать влияние на человечество и экологию. Принци­ пы всемирной этики включают:

• соблюдение мирового законодательства;

• социальную ответственность;

• управление окружающей средой;

• взаимозависимость и ответственность за целостность;

• уважительное отношение к жилью.

Сосуществование принципов

Важно иметь в виду, что принципы персональной этики являются первой контрольной точкой в любой ситуации, включая уровни про­ фессиональной и всемирной этики. Например, когда мы судим о том, была ли корпорация социально ответственной на международном уров­ не, необходимо учитывать принципы личной ответственности как обя­ зательное условие. Благотворительные вклады (возможность приносить пользу) могут ничего не значить, если корпорация не взяла на себя

ответственности по сведению к минимуму ущерба, причиненного ее деловыми операциями (предотвращение вредных последствий).

Может наступить время, когда одни принципы сменят другие. На­ пример, всемирные принципы однажды возьмут верх над другими дву­ мя категориями. Скажем, вы инженер, который принужден продаж­ ным военным диктатором проектировать сверхсекретный завод по производству биологического оружия. Если есть возможность сообщить об этом наблюдателям ООН, то международные и личные моральные принципы оправдывают разглашение конфиденциальной информации в целях защиты благоденствия всего человечества. Это тем не менее будет трудное решение, так как вам и вашей семье грозит опасность. Существует несметное количество ситуаций, которые никогда не све­ дутся к простой формуле.

Абсолютные правила и универсальность

Всеобщий моральный кодекс не сводится к согласованной модели. Мораль никогда не может быть оформлена в виде принятого во всем мире списка абсолютных правил (даже убийство может быть оправда­ но, например, в случае со снайпером, который отказывается вести переговоры).

Но есть обратные примеры этически ответственного поведения, которые наша совесть может использовать в качестве ориентиров. Как наглядный пример, некоторые библейские ученые предлагают перевод "Вам не следует" вместо "Вам нельзя" для Десяти заповедей.

Как общие принципы, они могут применяться во многих направле­ ниях. Например, фактически во всех культурах ценится надежность; но вместе с тем имеются различные точки зрения на то, всегда ли следует говорить правду. Это иллюстрируется восточными (в сравнении с за­ падными) ценностями, которым отдается предпочтение. В принципе обе культуры согласны в том, что обман неэтичен, а прямодушие нрав­ ственно, но непонимание может возникнуть тогда, когда вышеупомя­ нутый принцип воплощается в жизнь иными путями, отражающими другие ценности и достоинства.

Наконец, многие из нас руководствуются этими принципами в ус­ тановленных рамках. Так, типичный цыган не будет сомневаться, сто­ ит ли обворовать ваш карман, но он никогда не украдет у родственни­ ка. Убийство незаконно, если мы не говорим о войне. Вранье также неправедно до тех пор, пока мы не собираемся рассказать ребенку о Деде Морозе. Взяточничество является стандартной практикой в мно­ гих частях света… И так далее.

Подобные различия в понимании сущности нравственности застав­ ляют многих людей сделать вывод о том, что нет стандартных уни­ версальных этических принципов и что моральная ответственность со­ относится с культурным феноменом. Это опасный вывод, который

освобождает нас от любой ответственности, исключая пределы наших собственных интересов, что предопределяется нашими расходящими­ ся религиями или местными статускво.

Признаки профессионального разделения труда особенно отчетли­ во проявлялись в эпоху феодализма с ее многочисленными професси­ ональными уставами, кодексами (цехов, гильдий, монахов, судей, рыцарей). Первоначально эти кодексы выражали стремление предста­ вителей господствующего класса закрепить за собой привилегию зани­ маться умственным трудом, и позднее они стали появляться и среди людей так называемых свободных, творческих профессий (художни­ ков, актеров, писателей и др.). В период средневековья выросла целая пирамида строго регламентированных нравственных отношений, со словнокорпоративных разграничений, обросшая косными моральны­ ми правилами, казуистикой.

| Социальные функции профессиональной этики

Поскольку профессиональная этика формируется на основе харак­ терных обязанностей и задач профессии, на тех ситуациях, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то первой и главной социальной функцией профессиональной этики является со­ действие успешному решению задач профессии. Кроме того, профес­ сиональная этика играет роль посредника, сочетающего интересы об­ щества и профессиональных групп населения. Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме долженствования, тре­ бования, обязанности выполнения общественных задач, достижения общественных идеалов. Профессиональная этика участвует в согласова­ нии интересов общества и личности в рамках данной социальной груп­ пы; в этом также состоит одна из ее социальных функций.

Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, более или менее давние, что свидетельствует о преемственности ос­ новных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий. Профессиональная этика, та­ ким образом, осуществляет связь и наследование прогрессивных мо­ ральных ценностей в нравственных отношениях трудовой сферы обще­ ства; в этом также одна из важнейших социальных функций професси­ ональной этики.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое профессиональная этика?

2. Когда и в связи с чем возникла профессиональная этика?

3. Почему необходима профессиональная этика?

4. Приведите примеры конкретной профессиональной этики.

Литература

1. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

2. Введение в биоэтику / Под ред. Б. Г. Юдина. М., 1998.

3. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936.

4. Козловски П. Этика капитализма. СПб., 1996.

5. Монтень М. Опыты: В 3 кн. Кн. 1 и 2. М., 1980.

6. Мораль и рациональность: Сборник. М., 1995.

7. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987.

8. Петросян И. П., Согомонов Ю. В. О природе профессиональной этики // Фило­

софские науки. 1969. № 2.

9. Селюков Ф. Т. Административная этика. М., 1980.

10. Федоренко Е. Г. Профессиональная этика. Киев, 1983.

11. Шепель В. М. Управленческая этика. М, 1989.

12. Экономика и нравственность. Саратов, 1992.

13. Encyclopedia of Bioethics. V. 15. Reich W. Th. (ed.) N. Y., 1995.

Приложение 1

КОДЕКС ЧЕСТИ ЖУРНАЛА "COMPUTER WORLD"

1. Интересы читателя для Computer world (Россия) — превыше всего.

2. Журналист нашей газеты независим. Он не имеет права пользоваться страницами нашей газеты, чтобы рекламировать кого бы ни было.

3. Наша главная цель — точная и объективная подача новостей.

4. Мы не публикуем заказанных статей или рекламных материалов, подан­

ных как мнение редакции.

5. Любой плагиат влечет за собой исключение журналиста из рядов

Computer world (Россия).

6. Computer world (Россия) всегда исправляет свои ошибки, если они допу­

щены.

7. Наши журналисты не участвуют в компьютерном бизнесе как владельцы фирм или реселлеры продуктов других компаний.

8. Журналисты не работают в других компаниях компьютерной индустрии.

9. Не быть запятнанным — лучшее средство против клеветы.

10. Все материалы, выражающие мнение редакции, в газете выделены особо.

Приложение 2

КАНОНЫ ПОЛИЦЕЙСКО Й ЭТИКИ

Ст. 1: Основна я обязанност ь офицер а полиции

Первейшей обязанностью службы полиции и, в частности, офицера явля­ ется защита народа США и его прав; главным документом, фиксирующим права, является Конституция США и ее поправки. Офицер, обладающий пра­ вом принуждения, всегда представляет интересы всего общества и его легаль­ но выраженную волю и никогда не служит орудием какойлибо политической партии или клики.

Ст. 2 : Ограничени е власт и

Первый долг офицера как представителя закона — действовать в рамках закона. Так как он является полномочным исполнителем легальной воли об­ щества, он должен быть осведомлен о мере тех полномочий, которые люди, руководствуясь законом, возлагают на него. Он должен осознавать гениаль­ ность американской системы управления, которая не дает абсолютной власти ни человеку, ни группе людей, и должен гарантировать, что как защитник этой системы не будет искажать ее характера.

Ст. 3 : Обязанност ь быть ознакомленны м с законо м и собственным и служебным и обязанностям и

Офицер должен внимательно изучать те законы, на верность которым он присягал. У него есть возможность узнать от руководства о мере ответственно­ сти за применение принуждения, если она ему непонятна; он должен прило­ жить усилия, чтобы лучше понять отношения с другими служебными органа­ ми, включая органы правового принуждения, особенно в отношении юрис­ дикции географической и независимой.

Ст. 4 : Как достич ь желаемы х результато в

Офицер должен обращать внимание на выбор средств выполнения своего долга. Нарушение или игнорирование офицером закона для защиты и сохран­ ности общества является в корне неверным; действия офицеров обречены на провал, когда они пытаются воздействовать на общественное мнение. Чтобы усилить уважение к закону, нельзя использовать незаконные методы. Если за­ кон и должны уважать, то прежде всего те, кто его защищает.

Ст. 5: Сотрудничеств о с органами власти в выполнении их полномочи й

Офицер должен содействовать другим официальным лицам в выполнении их полномочий независимо от партийной принадлежности или личных убеж­ дений. Он должен быть щепетильным и уверенным в правильности своих дей­ ствий, подвластных закону, и должен защищать общество от любых осознан­ ных или неосознанных нечестных и незаконных действий своего ведомства или отдельного его представителя. В любой ситуации, касающейся этого воп­ роса, он должен требовать полномочий от вышестоящего офицера, доклады­ вая ему о своих действиях.

Ст. 6 : Поведени е в частно й жизн и

Офицер должен заботиться о своей репутации стража закона. Распущенное поведение или манеры в личной жизни, выражающие либо неуважение к за­ кону, либо желание особых полномочий, отражаются на репутации полицей­ ского офицера и полиции в целом. Общество и власть требуют, чтобы офицер вел жизнь порядочного и честного человека. Карьера полицейского не дает возможности случайных заработков (доходов), зато она дает чувство удовлет­ ворения и гордости за следование и содействие традиции зашиты Американс­ кой республики. Офицер, следующий такой традиции, не унизит ее. Правиль­ нее сказать, он должен так строить свою личную жизнь, чтобы общество видело в нем пример стабильности, верности и морали.

Ст. 7: Поведени е в обществ е

Офицер, внимательно относящийся к своим обязанностям перед обществом, должен строить свои отношения с ним так, чтобы укреплять в обществе уваже­ ние к закону и полиции, вызывать доверие со стороны общества. Так, его мане­ ры не должны быть ни властными, ни раболепными, ни один гражданин не должен бояться его и не имеет права командовать им. Офицер будет не только помогать тем, кому это необходимо, но и требовать в соответствии с законом. Он не будет делать этого из персональных предпочтений или убеждений, но будет делать это как человек, присягнувший на верность закону.

Ст. 8 : Поведени е в случа е арест а или допрос а нарушителе й закона

Офицер должен использовать свои полномочия арестовать нарушителя строго в соответствии с законом и правами граждан. Полиция не дает ему права ни самостоятельно вести следствие по делу нарушителя, ни назначать наказание за правонарушение. Он должен всегда четко осознавать свои полномочия в отно­ шении нарушителя и вести себя так, чтобы снизить возможность применения силы. Как бы то ни было, он должен воспитывать в людях преданность закону независимо от того, являются они правонарушителями или нет.

Ст. 9 : Подарк и и благодарност и

Офицер, представляя в своем лице правительство, берет на себя ответ­ ственность поддерживать своим поведением честь и достоинство всех государ­ ственных институтов. Он не должен ставить себя в такое положение, когда любой человек сможет предположить специальное внимание со стороны офи­ цера или сказать о том, что такое внимание было уделено. Таким образом, офицер должен твердо отказываться от подарков, одолжений, больших или малых благодарностей, которые могут быть восприняты общественным мне­ нием, как влияние на закон.

Ст. 10 :

Ст. 8 : Поведени е в случа е арест а или допрос а нарушителе й закона

Офицер должен использовать свои полномочия арестовать нарушителя строго в соответствии с законом и правами граждан. Полиция не дает ему права ни самостоятельно вести следствие по делу нарушителя, ни назначать наказание за правонарушение. Он должен всегда четко осознавать свои полномочия в отно­ шении нарушителя и вести себя так, чтобы снизить возможность применения силы. Как бы то ни было, он должен воспитывать в людях преданность закону независимо от того, являются они правонарушителями или нет.

Ст. 9 : Подарк и и благодарност и

Офицер, представляя в своем лице правительство, берет на себя ответ­ ственность поддерживать своим поведением честь и достоинство всех государ­ ственных институтов. Он не должен ставить себя в такое положение, когда любой человек сможет предположить специальное внимание со стороны офи­ цера или сказать о том, что такое внимание было уделено. Таким образом, офицер должен твердо отказываться от подарков, одолжений, больших или малых благодарностей, которые могут быть восприняты общественным мне­ нием, как влияние на закон.

Ст. 10 : (бе з названия )

Офицер должен быть заинтересован в расследовании правонарушения и в защите невиновного. Он обязан убедится в том, какие на то есть законные основания, и представить их полностью и без злого умысла. Делая так, он оставит без внимания социальные особенности, политические и другие пред­ почтения вовлеченных в дело людей и не нарушит надежного и честного слова офицера полиции. Офицер должен уметь наблюдать, не упуская мельчайших деталей, так как во многих случаях внимание является основой для показаний по фактам следствия.

Ст. 11 : Отношени е к професси и

Офицер должен честно исполнять свой долг перед обществом и осознавать ответственность за исполнение закона. Он должен стремиться применять науч­ ные знания к решению криминальных дел и к воздействию на общественное мнение в целях общественной безопасности, совершенствуя для этого свои знания. Офицер должен понимать важность и ответственность полицейской службы и содействовать прославлению профессии полицейского как необхо­ димой обществу и стране.

Материал взят из: Этика бизнеса – Петрунин Ю. Ю.