Проект социогуманитарного развития России

1. Вводная часть

В предлагаемой работе осуществлен синтез авторских исследований по теории социогуманитарного государства начиная с 90-х годов прошлого века. Естественно-гуманитарный синтез, осуществленный в работе, осно- ван на физической теории социоприродного развития (дедуктивный метод) и на обобщении эмпирических данных по функционированию и эволюции экоса — глобальной системы «природа — человек — общество» (индук — тивный метод). Результаты, полученные индуктивным и дедуктивным методами, взаимно контролировались и корректировались.

В исследованиях и обсуждениях, которые легли в основу данного проекта, принимали участие В. В. бушуев (д. т. н.), А. А. Коробейников (д. ф. н.), А. М. Тарко (д. ф.-м. н.), Результаты исследований, вошедшие в модель, содержатся в многочисленных публикациях. ( [1–4] и др.). Одна — ко отсутствует последовательное изложение проекта. Последнее и служит целью данной работы.

2. Цель и задачи исследования

Цель: обосновать необходимость перехода страны на траекторию со — циогуманитарного развития с тем, чтобы реализовать прогресс россий — ского экоса (системы «природа — человек — общество») на современном этапе.

Научная основа: оригинальная теория социоприродного развития, физический аппарат новой естественно-гуманитарной науки эргодина- мики.

Основные задачи:

• разработать системные индикаторы, определяющие развитость стра-ны и качество жизни;

• рассчитать системные индикаторы для стран мира и определить рейтинг России;

• сформулировать принципы мировоззрения социогуманизма;

• развить теорию социогуманитарного государства;

• показать эволюционную обусловленность построения в России со-циогуманитарного государства и имеющиеся предпосылки для этого.

3. Теория социогуманитарного государства

Принципиальное отличие нашего подхода от большинства имеющихся качественных построений о государстве заключается в следующем. Он основан на ясной теоретической базе — количественной теории социопри — родного развития, физическом аппарате новой естественно-гуманитарной науки эргодинамики [5].

В эргодинамике вводится новое ключевое понятие — структурная энергия (ф). Она соотносится с работой образования эволюционирую — щей системы из простых веществ. Структурная энергия в стоимостном выражении отражается понятием — капитал. При прогрессе растет со вре — менем (t) структурная энергия системы, то есть условие прогресса:

dф/dt > 0. (1) Применительно к социуму условие (1) означает рост со временем

удельного национального капитала УНК (долл./чел.). Последний являет-ся суммой частных капиталов: физического (УфК), человеческого (УЧК), социального (УСК) и природного — воспроизводимого экокапитала (УЭК) и невоспроизводимого палеокапитала (УПК), то есть:

УНК = УфК + УЧК + УСК + УЭК + УПК. (2) Согласно новой теории человеческого капитала [5] он складывается

из следующих составляющих: витальной — УВК, интеллектуальной —

УИК и духовной — УдК (характеристик физического здоровья и каче — ства человека как работника и носителя нравственности соответственно), то есть:

УЧК = УВК + УИК + УдК. (3) В свою очередь, социальный капитал рассматривается как сумма трех

составляющих, характеризующих организованность труда (через величи-ну безработицы), социальное расслоение (через децильный коэффициент)

и законопослушность граждан (через величину преступности).

Палеокапитал (УПК) определялся географической территорией, пло-щадью лесов и сельхозземель, запасами пресной воды. При расчете па-

леокапитала учитываются прогнозируемые запасы горючих ископаемых (нефть, газ, уголь) и руд по 15 металлам (алюминий вольфрам, железо, золото, марганец, медь, никель, ниобий, олово, ртуть, серебро, свинец, титан, хром, цинк).

Величина УНК является обобщенной характеристикой развитости страны: чем она больше, тем развитее страна. Наряду с УНК рассчитыва — ется национальный (суммарный) капитал НК (долл.) по формуле:

НК = (УНК) N, (4)

где N — численность народонаселения.

Наряду с эволюцией системы рассматривается эволюция сопряженно — го процесса ее функционирования (воспроизводства). Прогресс процесса имеет место, если растет со временем его удельная мощность Р:

dP/dt > 0. (5) Применительно к социуму условие (5) показывает рост со временем

производства национального капитала (в расчете на одного человека,

долл./чел. год). Эта величина характеризует качество жизни.

для удобства сопоставления нами вводится безразмерная величина — индекс качества жизни I. Она равна сумме отношений производств част- ных капиталов к соответствующим им максимальным значениям среди всех стран мира. Индекс меняется от 0 до 1; чем он больше, тем выше качество жизни.

дадим окончательные расчетные формулы (относя интересующегося читателя к публикации [6], где приведем их вывод).

для индекса качества жизни:

I = 1/5 ( I + I

+ I + I + I ), (6)

ф ч

где частные индексы будут:

индекс физического капитала:

с э п

I

 

ф

 

= ВВП/(ВВП)

; (7)

max

 

индекс человеческого капитала:

I = 1/3 [G/G

+ (ОР + зР)/(ОР + зР

+ (s

— s)/(s

— s )]; (8)

ч max

) max

max

max

min

индекс социального капитала:

max

 

I

 

c

 

= 1/3 [ (N

max

 

— N)/(N

min

 

— N ) + (D

max

max

 

— D)/(D

) +

 

— D

 

min

+ ( P

max

— P)/(P

max

min

 

— P ); (9)

индекс экокапитала:

I = 1/3 (S/S

+ S /S

+ S /S

+ М/(М

); (10)

c

индекс палеокапитала:

max

1 1max

2 2max

max

I = 1/2 [1/3 (М /М

+ М /М

+ М /М

) + 1/16 Σ

(М /М

)]}.(11)

п н нmax

г гmax

у уmax

( i)

i imax

При выводе расчетной формулы для удельного странового капитала принимается дополнительное допущение о равной значимости для стран иметь максимальные значения отдельных капиталов (физического, чело — веческого, социального, природного). Поэтому значения максимальных среди всех стран мира частных капиталов приравниваются друг к другу.

Необходимость данного допущения обусловлена тем, что в действи — тельности неизвестны (и никогда не будeт известны) ни истинная цена человека, ни природы, ни социальных структур и др. Соотношения между разными капиталами определяются действующими в социумах ценностя — ми и приоритетами. В дальнейшем может потребоваться иная нормировка для капиталов в связи с тем, что со временем будут возрастать стоимость как человека, так и природной среды.

С учетом данного допущения имеем следующую расчетную формулу для УНК:

ф = УНК = (I

T + I T

+ I T +I T + I

T ) (ВВП)

. (12)

ф ф ч ч

с с э ф п ф

max

В формулах (7) — (12) используются следующие обозначения: ВВП — валовой внутренний продукт, G — жизненный потенциал, равный произве- дению удельной рождаемости на среднюю продолжительность жизни, (ОР

+ зР) — расходы государства на образование и здравоохранение, s — число суицидов (в расчете на одного человека за год), N — доля безработных, D — децильный коэффициент, P — преступность (в расчете на одного

2

 

человека за год); S — площадь территории стран, S

— площадь лесов,

н

 

S

 

3

 

— площадь сельхозземель, М — запасы пресной воды, М

— запасы

нефти, М — газа, М — угля, М (I = 1,2,3,… 15) — металлов, Т со значка-г у i

ми — характерные времени производства капиталов: физического (25 лет),

социального (25 лет) и человеческого (средняя продолжительность жизни). значки max и min относятся к максимальным или минимальным значениям соответствующих величин среди всех стран мира.

Таким образом, главными показателями, характеризующими состоя — ние страны и для которых должен проводиться мониторинг, являются: на- циональный (страновый) капитал (НК) — характеристика богатства стра — ны; удельный национальный капитал (УНК) — характеристика развитости страны; производство национального (удельного) капитала (ПНК) — раз — мерная характеристика качества жизни; безразмерный индекс качества жизни (I). По этим показателям следует оценивать состояние страны и кон — тролировать траекторию ее развития.

Развитый подход к проблеме национального богатства принципиально отличается от подхода Всемирного банка [7], который рассматривает на — циональное богатство как будущее валовое потребление за 25 лет (сред — нее время смены поколений). Наконец, индекс качества жизни, в отличие от индекса развития человеческого потенциала ИРЧП (по методике Про — граммы развития ООН [8]), имеет ясную теоретическую базу и учитывает существенно больше значимых факторов развития, чем ИРЧП.

4. Национальное богатство и качество жизни:

мир и Россия

На основе разработанной оригинальной методики расчета националь — ного богатства и индекса качества жизни проанализируем положение Рос — сии в мире и на этой основе обоснуем оптимальную социогуманитарную траекторию ее развития.

Как показано выше, национальное богатство, или страновый (на — циональный) капитал, складывается из физического, человеческого, со- циального и природного капиталов. Природный капитал включает в себя воспроизводимую (экокапитал) и невоспроизводимую (палеокапитал) со — ставляющие. физический и человеческий капиталы являются стоимостной оценкой всего накопленного в социуме материального и человеческого фонда соответственно. Социальный капитал служит стоимостной оцен — кой структур социумов, эффективности их функционирования. Наконец, природный капитал есть стоимость возобновляемых и невозобновляемых (месторождения полезных ископаемых) природных ресурсов (леса, воды и др.).

Выше на основе оригинальной теории социоприродного развития [5] (дедуктивным методом — от общего к частному) разработана методика расчета странового капитала. При расчетах по этой методике учитывались следующие конкретные параметры стран. для физического капитала — валовой внутренний продукт (ВВП) и среднее время его «жизни» (25 лет). для человеческого капитала — рождаемость, продолжительность жизни,

расходы государства на образование и здравоохранение, суицидность. для социального капитала — безработица, социальное расслоение (через децильный коэффициент, равный отношению доходов 10 % богатых к до — ходам 10 % бедных), преступность. для экокапитала учитывалась площадь стран, лесов и сельскохозяйственных земель в них, а также запасы пресной воды; для палеокапитала — прогнозируемые запасы горючих ископаемых (нефть, газ, уголь) и руд (по 15 металлам).

Согласно проведенным расчетам (см. ниже) самой богатой страной мира является Китай. Его национальный капитал равен 6470 трлн долл. Второе место у Индии (6340 трлн долл.). США с 2260 триллионами дол — ларов занимают лишь третье место в мире. Китай и Индия опережают США благодаря человеческому капиталу — из-за существенно большей численности населения в этих странах. Россия занимает в рейтинге 10-е место — ее страновый капитал равен 600 трлн долларов. Вместе с тем по природному капиталу Россия — первая в мире. Природные ресурсы — главное богатство нашей страны.

Развитость страны определяется не общим, а удельным, в расчете на одного человека, капиталом. По этому показателю на первом месте Австралия — ее удельный страновый капитал (фактически богатство, при — ходящееся на одного человека) равен 9,33 млн долларов. за ней следуют Канада и Норвегия. Россия с 4,23 млн долл. занимает в рейтинге лишь

103 место.

Качество жизни характеризуется величиной производства странового капитал в расчете на одного человека за год (долл. на чел. в год). для удоб — ства сопоставления вводится безразмерная величина — индекс качества жизни (ИКЖ). Он равен отношению наблюдаемого производства страно — вого капитала к идеальному, желаемому его значению. Последней служит максимальное производство странового капитала, отвечающее наиболь — шим наблюдаемым на исследуемое время величинам производств частных капиталов (физического, человеческого, социального, природного).

По индексу качества жизни на первом месте находится Австралия, у нее ИКЖ = 0,611, далее — Канада (0,556) и Норвегия (0,520). Россия занимает в рейтинге 80-е место между Македонией и Румынией, у нее ИКЖ = 0,304. Найденные значения показывают, насколько еще качество жизни (даже в Австралии) далеко от идеального (при котором ИКЖ равен единице) и сколь значимы для всего мирового сообщества перспективы дальнейшего развития.

Столь неблагополучное состояние страны связано с низким произ — водством человеческого капитала (из-за малой рождаемости, низкой про- должительности жизни и др.) и социального (из-за резкого социального

расслоения, высокой преступности и др.). Так, по гуманитарной составля — ющей индекса качества жизни Россия занимает лишь 168-е место в мире, а по социальной — 100-е место. Сопоставление современного состояния России с другими странами и с ситуацией в СССР до начала либеральных реформ свидетельствует о том, что страна переживает острый социогума — нитарный кризис — кризис человека и модели развития.

Общий вывод из полученных результатов следующий. Россия пере — живает острый социогуманитарный кризис — кризис человека и модели развития. Выход из него — строительство социогуманитарного государ — ства. В нем главным приоритетом становится человек, его гармоничное развитие, опережающий рост человеческого капитала.

5. Основные принципы социогуманизма и концепции социогуманитарного государства

Современный финансово-экономический кризис показывает исчер- паемость существующего пути мирового развития, финальность мате — риальной цивилизации, которая выдвигает на первый план экономику, возвышение материальных потребностей человека. На смену ей идет со — циогуманитарная цивилизация. В ней экономика перестает быть целью, а становится средством гармоничного развития человека, обеспечивая опережающий рост человеческого капитала.

Социогуманизм по-иному, чем либерализм, решает основные вопросы развития. Сформулируем в тезисной форме основные положения концеп — ции социогуманизма и социогуманитарного государства.

1. Согласно либерализму, цель развития — рост потребления, рост ВВП. Согласно социогуманизму, цель — гармоничное развитие человека, или, в количественном выражении, рост человеческого капитала. Эконо — мика — не цель, а средство гармоничного развития человека. Критерий либерального (стихийного) развития — рост физического капитала — снят социогуманитарным критерием — ростом человеческого капитала.

2. Цель социального государства — свободное развитие человека. По — следнее может означать развитие как позитивных, так и негативных ка — честв. Социогуманитарное развитие предполагает гармоничное развитие человека, то есть сопряженный, соразмерный рост составляющих челове — ческого капитала — витальной, интеллектуальной и духовной, характери — зующих человека как биологического (здоровье), социального (работник) и духовного (носитель нравственности) субъекта. Учет всех составляющих человеческого капитала обусловил необходимость введения нами нового понятия — социогуманитарное государство.

3. Продвинутый либерализм — концепция социального государства. В нем функционирует «человек социальный». Социогуманизм по-иному трактует феномен человека, рассматривая его в трех ипостасях — как су — щество биологическое, социальное и духовное одновременно. Это потре — бовало введение нового понятия — социогуманитарное государство В нем функционирует «человек социально-духовный».

4. В социогуманитарном государстве функционирует регулируемая рыночная экономика, ориентированная (через систему налогов и социаль — ную политику) на гармоничное развитие человека. Социогуманизм может в определенной степени рассматриваться как синтез позитивных сторон социализма и капитализма. От социализма берется цель — развитие чело — века, от капитализма — средство его реализации: регулируемый рынок.

5. Социогуманизм решает проблему устойчивости развития, что не удалось сделать либерализму (последний пример тому — совре — менный финансово-экономический кризис). главный порок либеральной (материальной) цивилизации — положительная обратная связь между производством товаров и материальными потребностями человека (закон возвышающихся потребностей), разрушающая устойчивость. Установка материализма «бытие определяет сознание» не обеспечивает устойчи — вость, ибо в ней отсутствует обратная связь. При социогуманизме задей — ствована отрицательная обратная связь, ограничивающая рост материаль — ного: не только «бытие определяет сознание», но и «сознание определяет бытие».

6. Социальная устойчивость социогуманитарного государства обе — спечивается максимальным задействованием отрицательных обратных связей, что означает диалектический синтез противоположностей: силь — ного государства и демократии, прав и обязанностей человека, установок

«человек для государства» и «государство для человека», общенародной и частной собственности.

7. Экологическая устойчивость обеспечивается сопряжением прямой («биосфера для человека») и обратной («человек для биосферы») связи. Человек выполняет свою биосферную функции — поддержание устойчи — вости биосферы — через регулирование антропогенных потоков углерода в атмосферу и через невмешательство в биоразнообразие.

8. Согласно социогуманизму, первично добро, а не зло, альтруизм, а не эгоизм, кооперация, а не конкуренция. движущая сила развития — научно-технический прогресс, конкуренция же лишь устраняет отсталые технологии.

9. Нельзя идти вперед, не зная цели развития, которую формулирует идеология. Идеология социогуманитарного государства — социогума-

низм. Существование идеологии, поддерживаемой государством, отнюдь не отрицает идеологического разнообразия.

10. Согласно социогуманизму, жизнь — высшая ценность бытия. Поэ — тому гуманитарные ценности (здоровье, образование, мораль, семья) при- оритетны по сравнению с материальными. Так, иерархии материальных приоритетов: богатство —- власть — слава — можно противопоставить социогуманитарные: умеренность — свобода — достоинство.

11. Согласно социогуманизму, гармоничный образ жизни отвечает максимальной продолжительности деятельной жизни, что достигается на основе задействования обратных связей между витальным и духов — ным капиталом. здоровье человека в значительной степени определяется его мировоззрением. Оптимизация здоровья и высокая культура жизни достигаются на основе мировоззрения социогуманизма.

12. Аномальная жажда обогащения рассматривается социогуманизмом как патология.

13. Ценности социогуманизма во многом соотносятся с ценностными установками основных религий мира. Это особенно касается таких сущ- ностных моментов, как отношение к человеку и материальной стороне его жизни, а также к труду и богатству.

14. Цель гармоничного развития человека — счастье: состояние равно-весия, согласия с самим собой, другими людьми и природой.

К сожалению, российскими политиками концепция социогуманитар — ного государства и социогуманизма не была по настоящему воспринята. И лишь в 2008 г. Президентом В. В. Путиным была озвучена стратегия инновационного развития России до 2020 года «Стратегия-2020». В ней нашли отражение существенные признаки социогуманитарного развития. По существу, под задачи, сформулированные В. В. Путиным, уже имеется научная теория социогуманитарного развития.

6. Политика социогуманитарного государства

данный вопрос уже подробно обсуждался [2, 3]. Ниже излагаются лишь ключевые позиции политики социогуманитарного государства.

Общегуманитарная политика. Социогуманитарное государство слу — жит «чистым средством» реализации Национальной Идеи — «служение человеку». Это достигается на основе удовлетворения основных жизнен — ных потребностей человека и роста его качества как работника и носителя нравственности. Способ реализации Национальной Идеи — эволюцион — ный, с учетом принципа относительного совпадения цели и результата раз — вития (в силу чего средства становятся в определенном смысле «важнее»

цели). Либеральные ценности приобретают гуманитарный характер, лишь когда они сопряжены с ценностями противоположного плана: — свобода с обязанностями, «служение себе» — со «служением народу», частная собственность — с общенародной, развитие демократии — с усилением государства.

Государственная политика. функционирует «государство для чело — века», в котором реализованы формула российского менталитета «слу — жение государству» и Русская Идея «служение народу». Максимально полно задействована выборность органов власти на основе повышения правосознания избирателей. Три главных основания социогуманитарной государственной политики: цель — Национальная Идея — гармоничное развитие человека; средство реализации цели = «государство для чело — века»; условие реализации цели — социогуманитарное строительство как

«народное дело».

Экономическая политика. Экономика перестает быть целью, а ста — новится средством гармоничного развития человека. Критерий стихийного либерального развития — рост физического капитала — снят социогума — нитарным критерием — ростом человеческого капитала. функционирует регулируемая рыночная экономика, ориентированная через систему про — грессивных налогов и социальную политику государства на гармоничное развитие человека. Сосуществуют на конкурентной основе государствен — ная, частная и народная формы собственности.

Социальная политика. Реализуется социальное равенство как равен — ство возможностей каждого и социальная справедливость как справедли- вость распределения общественного продукта. Социальная опора госу — дарства — средний класс с опорой на человеческий капитал: работники бюджетной сферы, интеллигенция, высококвалифицированные наемные работники, мелкий и средний бизнес.

Культурная политика. Культура является главной производительной силой социогуманитарного общества — она воспроизводит человеческий капитал. государство использует внешние опосредованные механизмы культурной политики и не вмешивается во внутренние механизмы функ — ционирования культуры — творческий процесс. Культурная политики направлена на формирование мировоззрения социогуманизма, выбор ин — дивидом восходящей линии саморазвития на всех уровнях: физическом, интеллектуальном, духовном, биосферном, универсальном. Это означает, по крайней мере, следующее: физическое здоровье, долголетие, образо — ванность, открытость, творчество, познание самого себя и своего места в жизни, цельность, веру в познаваемость мира и осознанное желание его познать, любовь, осознание своего единства с природой.

Молодежная политика. главная ее направленность — способство- вать самореализации человека, поиску своего места в общественной жиз — ни, развитию его позитивных качеств и способностей. Социогуманитарное государство обеспечивает для молодежи равные возможности воспитания, обучения и трудоустройства, предоставляя максимально широкий выбор для самореализации человека. Утверждение в молодежи мировоззрения социогуманизма, престижа семейных ценностей позволит решить главную проблему современной России — демографическую, увеличить рождае — мость и продолжительность жизни.

Экологическая политика. Основной принцип экологической поли- тики — сотворчество человека и природы на основе выполнения челове — ком своей биосферной функции поддержания устойчивости природных систем через систему рентных платежей за пользование биосферой. Рента используется на природоохранные и природовосстановительные работы, развитие экохозяйства и др. биосферный компонент, жизнь в гармонии с природой становятся, наряду с моралью и нравственностью, приоритет — ной ценностью человека.

Принципы международной политики, национальной политики, во- енной политики, политики в области гражданской безопасности и борьбы с преступностью обсуждаются в [2, 3], куда и отсылаем читателя. Что каса — ется проблемы государственного устройства, то представляется преждев — ременным обсуждать ее — она решится сама собой по мере продвижения страны по траектории социогуманитарного строительства.

7. Предпосылки построения в России социогуманитарного государства

данный вопрос подробно обсуждается в публикациях [5, 9]. глав — ной предпосылкой является исконно российский менталитет «служение народу». И хотя этого менталитета придерживалось и продолжает при — держиваться лишь эволюционно продвинутое меньшинство общества, тем не менее потенциал этого менталитета огромен. Именно ему мы обя — заны феноменом русской культуры высочайшего качества. Социогума — нитарный строй является эволюционно и исторически обусловленным. К нему стихийно движется все человечество. Об этом свидетельствует весь пройденный исторический путь, на котором неизменно увеличивалась

«цена жизни», рос человеческий капитал. Возможно ли ускорить данный процесс на основе творчества народов? Может ли стать Россия во главе данного процесса?

Простого ответа на данный вопрос не существует. Тем не менее можно высказать ряд соображений по данной теме. В современной России су- ществует эволюционно продвинутый слой — работники так называемой бюджетной сферы. Они заняты воспроизводством человеческого капита — ла — главной движущей силы социогуманитарного строительства. В прин — ципе, этот слой «служит государству», но на современном этапе — элите (поскольку в системе «государство — народ» практически отсутствует обратная связь «государство → народ»).

Социогуманитарный переход состоится тогда, когда к власти в стране придет элита высокого эволюционного качества. Тогда «служение элите» станет «служением государству». В нем будет сполна задействована об — ратная связь «государство → народ». Это и станет началом строительства социогуманитарного государства, где реализован эволюционный синтез установок «человек для государства» и «государство для человека».

демократический путь к социогуманитарному строю подразумевает создание и успешное функционирование политической партии социально — го гуманизма и утверждение в обществе мировоззрения социогуманизма. Последнее должно стать «главным делом» для российской интеллигенции. Тогда окажется реальным, путем демократических выборов, приход к вла — сти новой элиты высокого эволюционного качества. Социогуманитарное строительство станет происходить на основе «управления сверху» и «са — моорганизации снизу».

Партия «Единая Россия» недавно озвучила свою идеологию «россий — ского консерватизма», то есть медленного постепенного развития. Нель- зя не видеть определенного противоречия этой идеологии со стратегией инновационного развития России до 2020 г. («Стратегия-2020»). Но если понимать под консерватизмом (в отличие от либерализма) идеологию, утверждающую необходимость роста эволюционного качества человека, то такая неоконсервативная идеология смыкается в определенном смысле с социогуманизмом.

В настоящее время народ разобщен и духовно опустошен либераль — ной пропагандой. Удастся ли его мобилизовать на социогуманитарное строительство? Если нет, то возможен другой путь — преобразования сверху, приход просвещенного правителя. Но придет ли он?! И если при — дет, то не будет ли его приход слишком поздним для разложенной и аго — низирующей страны?

Но авторы — оптимисты и верят в то, что придет час возрождения России как страны, обустроенной на принципах социогуманизма — наи- более актуальной и оптимальной для ХХI века доктрины социоприродного развития. А лидер, который станет во главе социогуманитарного строи-

тельства, лишь тогда достигнет успеха, когда его воля станет опираться на научный фундамент социоприродного развития.

Литература:

1. В. С. Голубев Социоэволюционная концепция устойчивого развития. М.:, РАЕН, 1994.

2. В. С. Голубев От государства для элиты — к государству для народа. Газета «Воскре — сенье». 2003. № 1, 2.

3. В. В. Бушуев, В. С. Голубев, А. М. Тарко Индикаторы социоприродного развития российских регионов. М.: ИАЦ Энергия, 2004.

4. В. В. Бушуев, В. С. Голубев, А. А. Коробейников, Ю. Г. Селюков Человеческий капитал для со — циогуманитарного развития. М.: ИАЦ Энергия, 2008.

5. В. В. Бушуев, В. С. Голубев Социоприродное развитие. М.: ИАЦ Энергия, 2007.

6. В. В. Бушуев, В. С. Голубев, А. М. Тарко Качество жизни и его индексы: мир и Россия. Уровень жизни населения регионов России. 2010, № 1.

7. Where is the Wealth of nation? Measuring capital for the 21 st Century. Washington, World

Bank, 2006.

8. Доклад о развитии человека 2006. М.: Весь мир, 2006.

9. В. С. Голубев Дорогами познания. М.: Наука, 2010.

Материал взят из: Природа и общество: на пороге метаморфоз. Выпуск XXXIV — Кульпин Э. С.