ПРИРОДА И СУЩНОСТ Ь ЭТИКИ

Можно ли считать, что бизнес обязан действовать в рамках опреде­ ленных моральных обязательств и соблюдать все разумные требования общества и групп, чьи интересы затрагиваются его действиями? Мо­ жет ли поведение крупной коммерческой организации строиться на основе принципов справедливости? Насколько аморально подвергать сотрудников фирмы принудительному тестированию на предмет упот­ ребления наркотиков? Имеют ли предпринимательские организации моральные обязательства по защите и сохранению окружающей среды, и каково их содержание? Это лишь небольшая часть вопросов, лежа­ щих в центре дискуссий о роли этики в бизнесе.

Мораль и этика

Современная социальная философия рассматривает мораль (от лат. mos mores — обычаи, нравы, отсюда moralis — правильный, нравоучи­ тельный) как один из важнейших общественных институтов и основ­ ных способов нормативной регуляции деятельности и поведения лю­ дей. В то же время мораль представляет собой особую форму общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), а также выступает как предмет специального изучения этики. В любом обществе действия громадного множества людей долж­ ны быть согласованы в совокупную массовую деятельность и при всем своем разнообразии подчиняться определенным общесоциальным за­ конам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими типами нормативной регуляции (такими, как право, обычаи, традиции, организационные уставы, административные положения и др.), тесно и неразрывно переплетается с ними и вместе с тем суще­ ственно отличается от них. Мораль выделилась из первоначально нерас­

члененной нормативной регуляции в особую сферу отношений в позднеродовом обществе и прошла длительную историю формирова­ ния и развития в предклассовом и классовом обществе.

Мораль осуществляет регулятивное воздействие на поведение и де­

ятельность людей во всех без исключения областях их общественной

12 Лекция 1. Природа и сущность этики

жизни — в профессиональной деятельности и быту, в политике и на­ уке, в семейных, личных, внутригрупповых и межгрупповых, между­ народных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляе­ мых к человеку в каждой из этих областей, связанных со спецификой их деятельности, принципы морали имеют социально всеобщее значе­ ние и распространяются на всех людей, фиксируя то общее и основ­ ное, что составляет культуру межличностных взаимоотношений и от­ кладывается в многовековом опыте развития человечества.

Таким образом, термин "мораль" используют для обозначения всей совокупности принципов или правил морального поведения, и это оз­ начает, что данный термин по своему объему значительно ширенепро­ тиворечивое целое? Если между нашими убеждениями и поведением возникает конфликт, то каким образом он должен быть разрешен? Что должны делать люди, столкнувшись с моральной проблемой, относи­ тельно которой общество еще не выработало правил поведения?

Ученые, занимающиеся проблемами морали, пытаются системати­ зировать моральные убеждения и их социальные проявления таким образом, чтобы эта система включала аргументированный набор пра­ вил и концепций. Иногда такая задача требует изменения традицион­ ных моральных норм за счет пересмотра системы моральных аргумен­ тов и модификации существующих представлений. Можно сделать вывод: мораль — это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением философских доводов "за " или "против" норм морали, су­ ществующих в социальной среде.

Апофеозом этого, как правило, является обоснование системы норм, той или иной моральной позиции с помощью тщательно сформулиро­ ванных и прошедших глубокий анализ принципов, таких, как уваже­ ние неприкосновенности, права человека, правдивость, справедливое распределение, благотворительность и др.

Большинство моральных принципов, как правило, уже нашло свое воплощение в общественной морали, но зачастую в расплывчатой и неконкретной форме. Примером этому служит принцип справедливос­ ти. В журналах, отражающих проблемы бизнеса и деловой жизни в це­ лом, часто встречаются статьи, посвященные анализу справедливости существующей системы налогообложения физических и юридических лиц и денежного вознаграждения, выплачиваемого руководителям кор­ пораций. Тем не менее глубокий анализ справедливости и законности сложившегося порядка практически нигде не встречается. Решение по­ добных вопросов происходит на интуитивном уровне, где правильность моральной позиции принимается без рациональных аргументов. Одна­ ко именно неспособность привести в защиту моральных принципов чтолибо, кроме интуитивных убеждений, унаследованных от родите­ лей, объясняет, почему люди не могут защитить свою точку зрения по тому или иному вопросу морали, когда возникает такая необходимость. В то же время в обществе, где существует множество подходов к пони­ манию того, что является моральным, можно с уверенностью сказать, что такая необходимость неотвратимо наступает.

Этика (философия этики, моральная философия) представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Практика показыва­ ет, что многие студенты не сталкиваются с этой научной дисциплиной вплоть до последних классов школы или начальных курсов института. В то же время знакомство с нормами морали является неотъемлемой частью процесса социализации человека с самого раннего возраста. На первом этапе этого процесса ребенку предстоит научиться отличать правила морали от правил благоразумия, здравого смысла. Задача мо­ жет быть весьма нелегкой, так как правила усваиваются детьми одно

.4 Лекция 1. Природа и сущность этики

временно, а учителя не разграничивают понятия морали и благоразу­

мия.

Например, в раннем возрасте каждый человек постоянно выслу­ шивает наставления о том, что можно и чего нельзя делать. Большая часть этих "делай" и "не делай" продиктована соображениями соб­ ственного интереса и является, таким образом, требованием здравого смысла. Одновременно люди усваивают обязательные правила поведе­ ния морального характера. Родители, учителя, наставники говорят, что определенные вещи нельзя делать, поскольку они являются неправиль­ ными, а другие делать нужно обязательно, ибо они правильны. Эти мо­ ральные правила направлены на регулирование поведения, затрагива­ ющего интересы других людей. По мере того как люди взрослеют, они учатся принимать во внимание интересы других людей и таким обра­ зом соответствовать социальным стандартам.

Один из наиболее распространенных выводов из наблюдений за де­ ловой жизнью заключается в том, что этика и личный интерес могут совпадать, особенно когда моральное поведение выгодно. Это обстоя­ тельство в некоторой степени затрудняет оценку поведения того или иного субъекта бизнеса. В качестве иллюстрации сочетания требований здравого смысла и морали можно привести ситуацию, которая имела место в американской деловой практике. Речь идет о решении испол­ нительных директоров компании Procter & Gamble об изъятии с рынка тампонов Rely, когда была обнаружена связь между использованием тампонов этой марки и случаями поражения синдромом токсического шока. Компания затратила около 75 млн. долл. и 20 лет исследовательс­ ких работ на решение возникшей проблемы. Сначала, когда результаты исследований показали, что материалы, использовавшиеся в тампо­ нах, не вызывают роста бактерий, руководство компании заявило о своей готовности сражаться за честь фирменной марки и защищать ее от необоснованных выводов со стороны плохо информированных чи­ новников. Тем не менее в дальнейшем Procter & Gamble снял с произ­ водства эти тампоны отчасти изза негативного имиджа продукта в глазах общественности, отчасти изза неспособности терапевтов, микробио­ логов и эпидемиологов компании опровергнуть выводы доклада Цент­ ра контроля над заболеваниями, которые указывали на статистичес­ кую закономерность наступления синдрома токсического шока после их применения. Кроме того, компания незамедлительно предоставила свои исследовательские мощности в распоряжение Центра контроля над заболеваниями для изучения синдрома токсического шока и согла­ силась финансировать и проводить широкомасштабную образователь­ ную программу по проблемам данного заболевания, а также распрост­ ранить обращение с призывом к женщинам прекратить пользоваться вышеупомянутыми тампонами.

Данный пример показывает, что руководство компании, постоян­ но демонстрируя способность поддерживать прибыльность и развитие на высоком уровне и ставя их на первое место в ряду своих задач, должно обладать достаточной широтой взглядов и к собственной выго­ де соблюдать все разумные требования общества и групп, чьи интере­ сы затрагиваются действиями компании. Прибыль и развитие идут рука об руку со справедливым отношением к сотрудникам, непосредствен­ ным заказчикам, потребителям и обществу. В данном случае мораль и благоразумие переплетаются, возможно, благодаря тому, что обраще­ ние к здравому смыслу убеждает одних, а обращение к морали — дру­ гих участников деловых отношений.

Часто подобное смешение языков морали и здравого смысла не имеет большого значения. Людям делового оборота безразлично, определя­ ются ли обычаи деятельности соображениями здравого смысла или тре­ бованиями морали. Для философов же разграничение этих двух разных мотивов является чрезвычайно важным, так как разумное поведение может быть одновременно недопустимым с моральной точки зрения. История знает примеры, когда поведение, в течение долгого времени считавшееся в деловой среде приемлемым или в крайнем случае терпи­ мым, позднее было осуждено как аморальное, например выброс вред­ ных отходов в воздух и воду, изменение месторасположения заводов исключительно с целью увеличения прибыли и значительные измене­ ния в политике органов управления в угоду влиятельным магнатам.

Благодаря тому что бизнес существует в социальной среде, бизнес­ мены должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах самого бизнеса по­ ступать морально, поскольку тем самым здравый смысл рассматрива­ ется как мотив и обоснование этического поведения.

Мораль и право

В западных странах в настоящее время этика бизнеса тесно связана с правом, что доказывается многочисленными примерами из деловой практики. Эта взаимосвязь носит сложный и одновременно стимулиру­ ющий характер для развития как права, так и этики. В центре мораль­ ного и правового регулирования стоят основные вопросы социальной жизни; и мораль, и право оперируют некоторыми общими принципа­ ми, критериями и понятиями прав, обязанностей, доказательств.

Как известно, право представляет собой публичный институт транс­ формации моральных представлений в ясные правила социального по­ ведения и наложения наказания за их нарушение. Будучи представлено

в различных своих формах, право публично закрепляет решение тех или иных жизненно важных проблем. Судебная практика, в частности, выработала целый ряд весомых прецедентов, служащих точкой отсчета при разрешении дилемм правового и морального свойства.

Иногда высказывается мнение, согласно которому проблемы дело­ вой этики можно значительно упростить или вовсе устранить, если перевести их в правовую плоскость и передать юристам. Кратко этот подход выражается следующей фразой: "Пусть решают юристы; если это законно, то это морально". Подобный подход, будь он принят, без сомнения, значительно упростил бы стоящую перед нами задачу. Од­ нако подавляющее большинство специалистов сходятся во мнении о том, что все же необходимо проводить различие между моральной и правовой оценкой какоголибо явления.

Несмотря на пересечение права и морали, право нельзя рассматри­ вать как отражение и воплощение моральных стандартов общества, хотя оно непосредственно занимается регулированием отношений морали. Законопослушный человек отнюдь не обязательно является высоко­ нравственным и добродетельным, а правовое закрепление какоголибо порядка не оправдывает его с моральной точки зрения. Например, док­ трина свободы найма рабочей силы, позволяющая работодателям про­ извольно увольнять сотрудников, является (в определенных пределах) законной, но в целом ряде случаев недопустимой с точки зрения мо­ рали. \ /

Похожая проблема возникает и из распространенного убеждения, что человек, признанный по закону виновным, является также винов­ ным с точки зрения разрешении дилемм правового и морального свойства.

Иногда высказывается мнение, согласно которому проблемы дело­ вой этики можно значительно упростить или вовсе устранить, если перевести их в правовую плоскость и передать юристам. Кратко этот подход выражается следующей фразой: "Пусть решают юристы; если это законно, то это морально". Подобный подход, будь он принят, без сомнения, значительно упростил бы стоящую перед нами задачу. Од­ нако подавляющее большинство специалистов сходятся во мнении о том, что все же необходимо проводить различие между моральной и правовой оценкой какоголибо явления.

Несмотря на пересечение права и морали, право нельзя рассматри­ вать как отражение и воплощение моральных стандартов общества, хотя оно непосредственно занимается регулированием отношений морали. Законопослушный человек отнюдь не обязательно является высоко­ нравственным и добродетельным, а правовое закрепление какоголибо порядка не оправдывает его с моральной точки зрения. Например, док­ трина свободы найма рабочей силы, позволяющая работодателям про­ извольно увольнять сотрудников, является (в определенных пределах) законной, но в целом ряде случаев недопустимой с точки зрения мо­ рали. \ /

Похожая проблема возникает и из распространенного убеждения, что человек, признанный по закону виновным, является также винов­ ным с точки зрения морали. Подобные суждения являются далеко не всегда правильными и зависят от легитимности, морального принятия тех законов, на основании которых эти суждения делаются. Более того, часто в адрес судов выносятся обвинения, не лишенные некоторой доли обоснованности, в нарушении морального принципа справедли­ вости при вынесении судебных решений против корпораций. В обоб­ щенном виде можно сделать следующее заключение: не все то мораль­ но, что законно, и не все то аморально, что незаконно.

Изучение морали: различные подходы

Представления о морали и теорию этики можно изучать и развивать с помощью разнообразных методов, но в литературе принято выделять три основных метода. Два из них описывают и анализируют феномен морали, не придерживаясь какойлибо определенной моральной пози­ ции. Сторонники третьего метода занимают ярко выраженную мораль

ную позицию и выступают с призывами пересмотреть определенные положения морали и этики. К ним относятся подходы:

1) дескриптивный (описательный);

2) концептуальный;

3) прескриптивный (нормативный).

Обозначенные категории не всегда дают четкое и ясное определе­ ние каждого подхода, но если понимать их в широком смысле — как полярные, противоположные по содержанию понятийные единицы, то в нашем распоряжении окажутся три ценные модели исследования, отличающиеся друг от друга.

Представители социальных наук часто используют первый, деск­ риптивный (описательный) подход как инструмент научного изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и пред­ ставлений о морали характерны для антропологов, социологов, исто­ риков. Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убежде­ ний применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные "острые" вопросы, например сексуальные домогательства, или при составлении этических кодексов торговых фирм и т. д. Примеры использования опи­ сательного подхода можно встретить в статьях и опросах, публикуемых в деловых газетах и журналах и отражающих мнения представителей высшего управленческого звена корпораций о морально допустимых и недопустимых поступках.

Второй подход связан с концептуальным пониманием этики; в его рамках анализируются значения основных этических терминов, таких, как право, обязанность, справедливость, благо, достоинство, ответ­ ственность. Не менее тщательного и глубокого анализа заслуживают и ключевые понятия деловой этики — "обязательство" и "обман". Изуче­ ние понятия "мораль" (как оно определено в начале лекции) и соот­ ношение морального и аморального поведения составляют характер­ ный для концептуального подхода класс проблем.

Сторонники третьего подхода (нормативного) ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пытаются создать некую идеальную модель, от которой истин­ ный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нор­ мативному подходу, теория к животным, расовой и половой дискриминации. В ряде случаев система этических взглядов в какойлибо области получает несколько неверное название "прикладная этика". Философский подход к изуче­ нию медицинской этики, этики инженеров, журналистов, адвокатов и этики бизнеса приводит к появлению отдельных областей знания, где общие этические принципы служат решению моральных проблем, ха­ рактерных для определенной профессии. Эти же общие этические прин­ ципы применимы для решения вопросов, возникающих в межпрофес­ сиональных сферах, т. е. в областях, и вовсе выходящих за границы профессиональной этики. Так, с помощью принципа справедливости можно выявить и разрешить проблемы налогообложения, системы ме­ дицинского страхования, экологической ответственности, уголовного наказания и дискриминации.

Аналогичным образом принцип правдивости применим в дискус­ сиях на тему секретности и обмана в сфере международных отноше­ ний, недобросовестной рекламы в сфере деловой этики, предвзятости публикаций в журналистике, сокрытия факта болезни от пациента в медицинской этике. Ясное описание условий, при которых правда дол­ жна быть сообщена, и условий, при которых допускается ее сокрытие, должно теоретически способствовать пониманию моральных обяза­ тельств в каждой из вышеупомянутых областей.

В дальнейшем изложении в ряде лекций затрагивается проблема поиска обоснования того или иного поведения в бизнесе наряду с об­ ращением к положениям этики как науки. На практике редко встреча­ ется прямое применение норм для механического решения проблем. В действительности принципы не столько применяются, сколько уточ няются, т. е. конкретизируются исходя из контекста реальной практи­ ческой действительности. —

Проблема обоснования в этике

Практически каждый проявляющий интерес к морали задает воп­ рос: каким образом можно обосновать ту или иную позицию? Самый легкий ответ на этот вопрос — это сказать, что моральная позиция, занимаемая субъектом, обоснована причинами, которые заставляют ее придерживаться. В то же время не все причины хороши и не все они достаточны для обоснования моральных взглядов. К примеру, хорошей причиной необходимости регулирования различных отраслей произ­ водства, связанных, в частности, с радиоактивными материалами, слу­ жит известный факт, что радиация представляет собой явную угрозу окружающей среде. Многие считают, что это является достаточным обоснованием регулирования, выражающегося в том числе и в госу­ дарственных санкциях за загрязнение природы. Однако так ли это на самом деле?

Против государственного регулирования можно привести не менее веский аргумент, а именно нарушение принципа свободы. Так, огра­ ничения, накладываемые государственными органами, не позволяют предпринимателям действовать так, как они считают нужным. В свою очередь, для опровержения точки зрения противников государствен­ ного вмешательства по причине нарушения принципа свободы необ­ ходимо привести дополнительные аргументы, которые оправдывали бы нарушение такого принципа.

Достаточно подумать об ужасающих последствиях отсутствия госу­ дарственного вмешательства для предотвращения трагедий в результа­ те нарушения правил эксплуатации объектов повышенной опасности, как это случилось в 1986 г. в украинском г. Чернобыле, где произошла авария на атомной электростанции. Это еще раз доказывает, что можно привести целый ряд доводов в защиту противоположной позиции. В рассмотренном нами примере набор хороших аргументов в пользу госу­ дарственного регулирования может быть, а может и не быть достаточ­ ным обоснованием необходимости регулирования в зависимости от ка­ чества аргументов.

Любое человеческое убеждение подвержено критике и другим ис­ пытаниям и по этой причине нуждается в надежном обосновании. Не существует хороших и плохих причин, существуют хорошие и плохие аргументы. Необходимо точно знать, являются ли применимыми аргу­ менты, на которых строится доказательство, чтобы использовать тот или иной довод в качестве доказательства или обоснования какого либо тезиса. И существуют ли вообще нейтральные, лишенные субъек­ тивизма предпосылки?

В ряде трудов по этике можно встретить суждение, что мораль слу­

жит лишь способом отражения в культуре чувств и стремлений инди

видов. Это суждение не что иное, как неформализованное выражение серьезного препятствия на пути развития этики — релятивизма. В плос­ кости индивидуальной психологии релятивизм утверждает, что пред­ ставления человека о добре и зле на самом деле являются для него мерой добра и зла. В плоскости культурологии релятивизм утверждает, что представления о добре и зле, существующие в рамках данной куль­ туры, будут служить мерой добра и зла для данной культуры. Так, если шведская культура повышенной опасности, как это случилось в 1986 г. в украинском г. Чернобыле, где произошла авария на атомной электростанции. Это еще раз доказывает, что можно привести целый ряд доводов в защиту противоположной позиции. В рассмотренном нами примере набор хороших аргументов в пользу госу­ дарственного регулирования может быть, а может и не быть достаточ­ ным обоснованием необходимости регулирования в зависимости от ка­ чества аргументов.

Любое человеческое убеждение подвержено критике и другим ис­ пытаниям и по этой причине нуждается в надежном обосновании. Не существует хороших и плохих причин, существуют хорошие и плохие аргументы. Необходимо точно знать, являются ли применимыми аргу­ менты, на которых строится доказательство, чтобы использовать тот или иной довод в качестве доказательства или обоснования какого либо тезиса. И существуют ли вообще нейтральные, лишенные субъек­ тивизма предпосылки?

В ряде трудов по этике можно встретить суждение, что мораль слу­

жит лишь способом отражения в культуре чувств и стремлений инди

видов. Это суждение не что иное, как неформализованное выражение серьезного препятствия на пути развития этики — релятивизма. В плос­ кости индивидуальной психологии релятивизм утверждает, что пред­ ставления человека о добре и зле на самом деле являются для него мерой добра и зла. В плоскости культурологии релятивизм утверждает, что представления о добре и зле, существующие в рамках данной куль­ туры, будут служить мерой добра и зла для данной культуры. Так, если шведская культура разрешает аборты, то в Швеции аборт на самом деле является морально приемлемым, а если ирландская культура зап­ рещает аборты, то в Ирландии аборт считается аморальным поступком. Если признать истинность теоретических основ культурного реляти­ визма, придется согласиться, что не существует не зависимого от куль­ турного контекста критерия, определяющего правомерность деяний. Сто­ ронники культурного релятивизма полагают, что оптимальная модель поведения в мире, где различные культуры демонстрируют различные кодексы морали, кратко выражается известной пословицей: "Будучи в Риме, поступай, как римляне".

В защиту релятивизма раздается немало голосов, так как стандарты морали на самом деле отличаются друг от друга в разных странах и даже местностях. В начале XX в. сторонники релятивизма апеллировали к открытиям, сделанным антропологами на островах Южной Океа­ нии, в Африке и Южной Америке, подтверждавшим большое расхож­ дение между моральными системами, существующими в мире. Во вре­ мена, более близкие к современности, некоторые представители политической элиты азиатских стран восставали против действий, ко­ торые, с их точки зрения, представляли собой попытку Запада навя­ зать странам Азии западные стандарты морали. Несмотря на это, в на­ стоящее время и со стороны государственных органов, и со стороны транснациональных корпораций предпринимаются неоднократные по­ пытки создания международных кодексов делового поведения, снима­ ющих ярмо релятивизма.

Более того, философы пытались время от времени вовсе отказаться от релятивизма, и важно понять почему. Прежде всего: что следует из аргумента, который апеллирует к культурному многообразию? Когда основатели антропологии преодолевали первые лежащие на поверхно­ сти противоречия, им удавалось прийти к согласию на более глубоких уровнях. Один антрополог описал племя, в котором родители, вырас­ тившие детей и находящиеся еще в достаточно хорошем физическом состоянии, взбирались на высокое дерево. Затем их дети трясли дерево до тех пор, пока родители не падали на землю и не разбивались на­ смерть. Антропологу удалось выяснить, что, согласно верованиям пле­ мени, человек уходил в загробную жизнь в том физическом состоя­ нии, в котором он находился в момент смерти. Таким образом, люди

этого племени, желавшие, чтобы их родители жили в загробном мире здоровыми, проявляли ничуть не меньше заботы о них, чем носители западной культуры проявляют по отношению к своим родителям. И, несмотря на глубокие расхождения во взглядах на жизнь после смерти, в различных культурах нет значительных морде­ лям и маркам телефонных аппаратов, не следует, что они придержива­ ются разных стандартов по поводу собственно телефонии. Может быть, что один человек имел в прошлом удачный опыт использования про­ дукции компании AT&T, а другой нет. Схожая картина наблюдается и в этике. Люди могут не соглашаться друг с другом по вопросу о том, какая система обеспечения конфиденциальности врачебной информа­ ции выглядит предпочтительнее по сравнению с другой, но это не

означает, что они обладают различными моральными взглядами на проблему конфиденциальности. Другими словами, принцип защиты кон­ фиденциальности разделяется всеми, но все предлагают различные ва­ рианты его воплощения на практике.

Подобные рассуждения, однако, не дают категоричного ответа на вопрос, является ли релятивизм стандартов наиболее адекватным под­ ходом к изучению морали. Если мы столкнемся с действительно фун­ даментальным моральным конфликтом, решить его будет нельзя даже при наличии полного согласия относительно фактов, понятий и убеждений, задействованных в данном конкретном случае.

Предположим, что разногласие существует на самом глубоком уровне морального мышления, т. е. две культуры расходятся в понимании ос­ новных норм морали. Из релятивизма стандартов все еще не следует, что не существует нормы или группы норм, которые в обязательном порядке разделялись бы носителями обеих культур. Можно провести следующую аналогию с религиозными разногласиями: тот факт, что люди придерживаются несовместимых религиозных или атеистических взглядов, не доказывает, что не существует ни одной корректной сис­ темы религиозных или атеистических представлений. Факты, приводи­ мые антропологией к вопросу о религиях, не вызывают ничего, кроме скептицизма, и ничто, кроме скептицизма, не будет оправдано, если в этике будет обнаружен фундаментальный конфликт убеждений.

Мораль и культура

Как уже было отмечено, мораль является совокупностью правил (что есть хорошо и что есть плохо), передаваемых из поколения в поко­ ление внутри какойлибо культуры. Вся общественная жизнь строится по этим правилам, хорошо известным всем членам общества и разде­ ляемым ими. Культура, таким образом, обладает в значительной мере нравственной объективностью, так как мораль по своей природе не существует в рамках индивидуальных предпочтений. Индивиды не мо­ гут сами создавать мораль или называть моралью собственную линию поведения. Подобный нравственный индивидуализм является столь же сомнительным, как и анархизм в политике; немногие согласятся с ут­ верждением, что человек исключительно самостоятельно формирует свои политические и иные пристрастия и верования. Точно таким же образом и отдельная корпорация не может формировать профессио­ нальную этику сама по себе. Так, к примеру, медицинская корпорация не в состоянии создать этический кодекс, отмахиваясь от таких обще­ принятых вещей, как врачебная тайна или обязательное согласие боль­ ного на проведение операции. Аналогичным образом маклерская фир

Мораль и культура 23

ма не может разрешить конфликт интересов, опираясь лишь на соб­ ственные институциональные предпочтения. Если этические кодексы отклоняются от стандартных или общепринятых правил, их следует признать ошибочными и отказаться от них.

Таким образом, создание новых этических норм или изменение ста­ рых ограничено определенным пониманием морали внутри данной культуры. Правила не могут стать моральными нормами просто пото­ му, что индивид захотел сделать их таковыми. В силу того что индиви­ дуальный релятивизм предполагает возможность индивидуального со­ здания моральных норм, данная теория представляется концептуально и фактически ошибочной.

В ситуации конфликта можно поставить под сомнение само суще­ ствование культурного релятивизма. Когда две стороны ведут спор о чемлибо серьезном и существенном, например о конфликте интере­ сов в бизнесе, создается мнение, что может быть достигнут некий спра­ ведливый и оправданный компромисс. Очень редко люди делают вывод о том, что само наличие конфликта показывает отсутствие критериев определения единственно верной точки зрения на проблему. Чем более абсурдной становится позиция одной стороны, тем более остальные убеждаются в том, что некоторые представления ошибочны и нужда­ ются в переоценке. И очень редко делается вывод о том, что не суще­ ствует правильной этической перспективы или разумного преодоления затруднений.

Более того, кажется, что существует набор основных моральных принципов, которые должны быть восприняты любой культурой. Куль­ тура не будет существовать до тех пор, пока ее члены не примут этих принципов. Представим себе антрополога, приехавшего на населенный остров и пытающегося ответить на вопрос: сколько же племен на ост­ рове? Для того чтобы ответить на этот вопрос, антропологу необходи­ мо выяснить, дозволяется ли людям с одной части острова убивать, совершать насилие и воровать у людей с другой части острова. Если подобное поведение недопустимо, можно сделать вывод о том, что остров населяет одно племя. Вышеупомянутое утверждение о том, что существует некий стандартный набор моральных норм, которым нуж­ но следовать, свидетельствует о наличии культуры как таковой. Отно­ шение к моральным принципам, приверженность им определяет, су­ ществует культура или нет.

Что же обосновывает существование этих принципов? Моральный релятивист скажет, что культура. Однако культура не существует до тех пор, пока ее члены не следуют этим принципам. Таким образом, ра­ зумно полагать, что обоснование этих принципов лежит гдето в дру­ гой области.

Даже если культурный релятивизм, понимаемый как релятивизм стандартов, не является догматически приемлемым, нравственные раз­ ногласия культур и индивидов являются обычной вещью. Нравственная философия предназначена для ведения разумных споров и разрешения нравственных конфликтов, но какие методы при этом следует исполь­ зовать для уменьшения нравственных разногласий?

В любой плюралистической культуре существуют дилеммы, содер­ жащие конфликт ценностей. И хотя некоторые разногласия кажутся значительными, существуют определенные способы их разрешения или хотя бы ослабления. Многие нравственные разногласия можно (по край­ ней мере, частично) уладить путем получения дополнительной факти­ ческой информации по спорному вопросу. Порой можно услышать ут­ верждение, что нравственные споры возникают исключительно изза различий нравственных принципов или их применения, а не изза не­ достатка научной или фактической информации. Это утверждение оши­ бочно, так как нравственные споры или диспуты по поводу того, что следует или не следует делать с точки зрения морали, часто не имеют отношения к нравственности. Например, споры по поводу распределе­ ния налоговых поступлений с целью предотвращения несчастных слу­ чаев и болезней на рабочем месте часто сводятся к весьма конкретным вещам. Какие меры — использование масок или уменьшение уровня токсичных химикалий — наилучшим образом помогут предотвратить смертность и болезни?

Разногласия, касающиеся использования заменителя сахара в дие­ тической содовой воде, присутствия вредных веществ на рабочем мес­ те, фторирования воды, выпуска, распространения и рекламы вакцин в медицинских целях, связаны как с ценностной оценкой, так и с фак­ тическими данными. Аргументы, используемые противоборствующи­ ми сторонами, могут превратить дискуссию в нравственный спор о свободе или справедливости, но они также могут основываться на фак­ тических разногласиях по поводу, например, эффективности продукта. Таким образом, фактическая информация, в одних случаях оказывая незначительное влияние на конечное разрешение спора, в других слу­ чаях является решающим фактором улаживания конфликта.

Споры можно уладить, если противоборствующие стороны дости­ гают согласия по поводу того, как следует понимать и употреблять те или иные понятия и определения. Если не найти точек соприкоснове­ ния, противоборствующие стороны будут говорить о совершенно раз­ ных вещах, вкладывая разный смысл в одно и то же понятие. При этом зачастую у них даже не будет существенного нравственного разногла­ сия. Хотя согласованное употребление тех или иных выражений не дает гарантии разрешения конфликта, оно, по крайней мере, облегчает дис­ куссию по наиболее важным вопросам. Практика показывает, что не

Мораль и культура 25

возможно создать единую этическую теорию или универсальный метод разрешения всех разногласий; и разнообразие культурных традиций часто ставит непреодолимый барьер для улаживания споров.

Структура морали

Определение основных компонентов и характера взаимоотношений между ними очень важно для анализа любого явления. Сказанное в пол­ ной мере можно отнести и к характеристике морали. Учитывая, что мораль представляет собой сложное и многогранное явление, в про­ цессе ее анализа неизбежно появление различных подходов, неодина­ ковых точек зрения. Вместе с тем большинство современных ученых исходит из признания в морали двух относительно самостоятельных сфер: морального сознания и нравственной практики, в процессе ко­ торой и реализуются нравственные идеи, чувства. Чем же характеризу­ ются, что представляют собой эти области морали?

Моральное сознание представляет собой специфический синтез пред­ ставлений, чувств, в котором особым образом выражаются глубокие, основополагающие стороны человеческого существования — отноше­ ния индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом. Специфика выражается в соответствующих понятиях "добро" и "зло" , "справедливость", "совесть", "достоинство" и др., в устремленности к высшим ценностям.

В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.

Исходной точкой исследования морального сознания выступает конкретная личность, и именно потому, что сама мораль обращена прежде всего к индивиду. Поэтому необходимо рассмотреть внутрен­ ний мир отдеn:yes’> или универсальный метод разрешения всех разногласий; и разнообразие культурных традиций часто ставит непреодолимый барьер для улаживания споров.

Структура морали

Определение основных компонентов и характера взаимоотношений между ними очень важно для анализа любого явления. Сказанное в пол­ ной мере можно отнести и к характеристике морали. Учитывая, что мораль представляет собой сложное и многогранное явление, в про­ цессе ее анализа неизбежно появление различных подходов, неодина­ ковых точек зрения. Вместе с тем большинство современных ученых исходит из признания в морали двух относительно самостоятельных сфер: морального сознания и нравственной практики, в процессе ко­ торой и реализуются нравственные идеи, чувства. Чем же характеризу­ ются, что представляют собой эти области морали?

Моральное сознание представляет собой специфический синтез пред­ ставлений, чувств, в котором особым образом выражаются глубокие, основополагающие стороны человеческого существования — отноше­ ния индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом. Специфика выражается в соответствующих понятиях "добро" и "зло" , "справедливость", "совесть", "достоинство" и др., в устремленности к высшим ценностям.

В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.

Исходной точкой исследования морального сознания выступает конкретная личность, и именно потому, что сама мораль обращена прежде всего к индивиду. Поэтому необходимо рассмотреть внутрен­ ний мир отдельного человека. Со времен античности в человеческой душе выделяли три части: разумную, волевую и чувственную. В соответ­ ствии с этим мы можем указать три базовых компонента индивидуаль­ ного морального сознания. Первый из них — понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и др. Все это образует так называемую рациональную часть индивидуального морального со­ знания. Еще Сократ и Платон подчеркивали важную роль разума в нравственной жизни человека. Именно разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, анализирует ту или иную ситуацию, такти­ ку конкретных действий. И в повседневном общении понятия "разум­ ный человек" и "человек нравственный" нередко рассматриваются как синонимы. Заблуждения, просчеты разума могут привести к печаль­ ным последствиям. Разум в определенных ситуациях может "обуздать" страсти. Однако всегда ли нам приятен человек, который живет одним

рассудком? Не является ли такой человек олицетворением холодности и даже равнодушия? Кроме того, стоит обратить внимание и на то, что нередко встречаются ситуации, когда одного разума недостаточно, он "дает сбои". Здесь на помощь разуму приходят нравственные чув­ ства (совесть, долг, справедливость и т. д.) — второй компонент ин­ дивидуального морального сознания.

Роль чувств также велика в нравственной жизни человека. В них ак­ кумулируется его нравственный опыт. Именно они улавливают те от­ тенки поступков, ситуаций, которые "холодный" рассудок просто не замечает. Они же являются мощным стимулятором тех или действий, перевода намерений в конкретные поступки. Естественно напрашива­ ется вывод о том, что для полноценной нравственной жизни важно гармоничное взаимодействие разума и чувств. Впрочем, они и не суще­ ствуют изолированно друг от друга и вместе образуют моральные убеж­ дения личности.

В жизни нам нередко приходится сталкиваться с людьми, у кото­ рых, казалось бы, имеются вполне достойные убеждения. Однако в ре­ альной деятельности они практически не реализуются, оставаясь "пре­ краснодушными мечтаниями". Классический пример тому — гоголевский Манилов. Подобные случаи побуждают нас вспомнить о третьем ком­ поненте индивидуального морального сознания — воле, которая про­ является в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности к конкретным поступкам.

Таким образом, мы рассмотрели три исходных компонента инди­ видуального морального сознания. Следует заметить, правда, что иног­ да исследователи, характеризуя структуру морального сознания, выде­ ляют и иные ее компоненты — веру в торжество добра, справедливости, в существование высших нравственных ценностей, интуицию как про­ зрение в понимании сущности моральных явлений, нравственные по­ требности и др. Однако, судя по всему, последние проявления нрав­ ственной жизни можно свести к различным сочетаниям первых трех компонентов.

Хорошо известно, что человек не может существовать и, следова­ тельно, развивать свои нравственные качества, реализовывать свою сво­ боду, свои нравственные убеждения иначе как в обществе. Редкие слу­ чаи во> Первое стихийно возникает (в зачаточном виде) еще в первобытном обществе. Второе складывается (в значительной мере целенаправленно) с отделением умственного труда от физичес­ кого, с появлением профессий, представители которых специально рас­ сматривали различные проблемы нравственной жизни, занимались обу­ чением и воспитанием молодежи (это священнослужители, философы, учителя и т. д.). В теоретическом моральном сознании центральное мес­ то занимает нравственная философия (этика).

По сути своей обыденное моральное сознание представляет собой наши повседневные суждения по различным проблемам морали и со­ ответствующие оценки, нравственные чувства. Обыденное моральное сознание, его понятия отличаются размытостью, нечеткостью, проти­ воречивостью. Они в значительной мере связаны с практическими, непосредственными нуждами людей (к примеру, добро нередко отож­ дествляется с пользой). Теоретическое моральное сознание в большей степени нацелено на центральные, коренные вопросы человеческого бытия, характеризуется большей четкостью, последовательностью, рациональностью и системностью.

Между обыденным и теоретическим сознанием практически невоз­ можно провести четкого разграничения: они находятся в теснейшем взаимодействии. Необходимо учитывать, что в нравственной жизни зна­ чительную роль играют нравственные чувства, вера, которые так или иначе пронизывают все уровни морального сознания.

Мораль существует не только в виде сознания. Нравственные чув­ ства и представления проявляются в самых разнообразных действиях, в которых и выражается отношение к другим людям, к обществу в це­ лом, наконец, к самому себе. Иными словами, можно считать, что нравственные отношения представляют собой нравственную практику. Какова же специфика нравственных отношений?

Вопервых, очевидно, что в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь человека как бы соотносится с высши­ ми ценностями. Вовторых, нравственные отношения возникают не сти­ хийно (как, например, нередко бывает с хозяйственными отношения­ ми, отношениями к природе и т. д., которые часто осуществляются, можно сказать, механически, без должного осмысления), а целенаправ­ ленно, сознательно, свободно. Можно без особых раздумий (конечно, в смысле определения их места в общественной жизни) покупать товары, получать заработную плату, но вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым. Последнее требует соотношения конк­ ретных поступков, ситуаций с высшими нравственными ценностями. Наконец, втретьих, нравственные отношения не существуют, как пра­ вило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т. д. Добро, например, реализуется в процессе самых разнообразных действий (ка­ каято помощь, совет, поддержка и др.), а не в виде праздных мечтаний. В этом плане нравственные отношения в значительной степени зависят от характера отношений личности и общества, которые существуют в данной исторической эпохе, в конкретной стране, от политического устройства, основ экономической жизни. На нравственные отношения накладывают свой отпечаток особенности культуры, той или иной ре­ лигии (например, нравственная жизнь мусульманина и христианина в деталях, конечно, не будет одинаковой), нации.

Устойчиво повторяющиеся компоненты нравственных отношений (отношение к труду, родителей к детям, отношения мужчин и жен­ щин, дружба и др.) часто фиксируются в различных традициях, обря­ дах, обычаях и т. д., которые, как правило, приобретают национальную, историческую окрашенность (например, говорят о немецкой пункту­ альности, восточном гостеприимстве, известна специфика межлично­ стных отношений японцев, американцев и др.).

Между моральным сознанием и нравственными отношениями име­ ется теснейшая связь. Можно сказать, они не могут существовать друг без друга. С одной стороны, в нравственных отношениях реализуются нравственные чувства и представления. Вместе с тем сами эти чувства и представления могут ничего не стоить, если не будут реализованы в определенных отношениях, не пройдут в них своеобразную обкатку.

Функции морали

Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и вы­ явление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область куль­ туры установился определенныйpan style=’mso-spacerun:yes’> культуры, той или иной ре­ лигии (например, нравственная жизнь мусульманина и христианина в деталях, конечно, не будет одинаковой), нации.

Устойчиво повторяющиеся компоненты нравственных отношений (отношение к труду, родителей к детям, отношения мужчин и жен­ щин, дружба и др.) часто фиксируются в различных традициях, обря­ дах, обычаях и т. д., которые, как правило, приобретают национальную, историческую окрашенность (например, говорят о немецкой пункту­ альности, восточном гостеприимстве, известна специфика межлично­ стных отношений японцев, американцев и др.).

Между моральным сознанием и нравственными отношениями име­ ется теснейшая связь. Можно сказать, они не могут существовать друг без друга. С одной стороны, в нравственных отношениях реализуются нравственные чувства и представления. Вместе с тем сами эти чувства и представления могут ничего не стоить, если не будут реализованы в определенных отношениях, не пройдут в них своеобразную обкатку.

Функции морали

Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и вы­ явление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область куль­ туры установился определенный ряд функций, который для нее при

Функции морали 29

сущ в настоящее время. По мнению одного из известных российских исследователей, Л..А. Попова, основные функции морали сводятся к следующим.

1. В качестве исходной выступает оценочная функция морали. Однако, как известно, оценочная функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. В чем же состоит специфика оценочной функции морали? Прежде всего оценка произ­ водится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т. д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Этого нельзя сказать о праве. (Например, можно ли с позиций уголовного кодекса осудить бестактность, грубость, неуважительное отношение к комулибо? Думается, нет.) Точно так же не везде уместны политичес­ кие оценки. Определенные ограничения существуют лишь там, где дей­ ствия производят под давлением, угрозой, под влиянием какоголибо аффекта (страха, ревности). Наконец, необходимо отметить, что мо­ ральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авто­ ритет общественного мнения.

2. Познавательная функция морали. Она не имеет такого же значе­ ния, как оценочная, но теснейшим образом с ней связана. В частности, когда индивид оценивает чужие поступки или свои собственные, он неизбежно получает известное (неполное, конечно) представление о внутреннем мире — как собственном, так и других людей. Когда с точ­ ки зрения морали дается оценка общего состояния нравов, в опреде­ ленной мере нам открывается, насколько соответствуют действия го­ сударства высшим общественны м ценностям, стратегическому направлению развития истории. Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого по­ знания, особенно научного. Ученый, страдающий необъективностью, склонный к обману, к чрезмерной зависти, корыстолюбию, может исказить (под всякими предлогами) результаты опыта, обмануть дру­ гих или (под действием чрезмерной одержимости к славе, корысти и т. д.) и самого себя.

Конечно, необходимо помнить, что познавательная функция мо­ рали осуществляется несколько иначе, нежели познание в науке. В об­ ласти морали в значительной степени все образно, размыто, значи­ тельно большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум.

3. Мировоззренческая функция морали. Как мы уже отмечали, мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать,

«оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выпол­

няться, т. е. моральное сознание неизбежно выходитв центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и форми­ рует духовный стержень личности.

5. Регулятивная функция морали является своеобразным синтезом всех других функций, ибо в конечном счете задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Но, как изве­ стно, регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мо­ раль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Только моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические пози­ ции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства.

Специфика же регулятивной функции морали состоит в следую­ щем. Вопервых, мораль регулирует практически все сферы жизнедея­ тельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом созна­ нии, политике). Вовторых, мораль предъявляет к человеку максималь­ ные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. Втретьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде все­ го совесть) человека.

Отмечая важность регулятивной функции морали, необходимо в то же время признать, что и мораль не всесильна, об этом свидетельству­ ют и многочисленные преступления, и повседневная грубость, бестак

Функции морали 31

тность. Причин этому немало. Отметим, что и моральное сознание от­ дельных индивидов имеет недостаточный уровень развития, и обще­ ственное мнение может быть ошибочным; кроме того, условия жизни порой подавляют моральные чувства. Бывают и другие обстоятельства подобного рода.

Вопросы для самоконтроля

1. Как возникли и что выражают термины "этика", "мораль", "нравствен­

ность"?

2. Совпадает ли теоретическое содержание терминов "этика", "мораль", "нравственность" с их повседневным употреблением?

3. Что такое требования, нормы и принципы морали и какова сфера их значимости?

4. Почему и когда возникла мораль?

5. Может ли существовать общество, коллектив без морали?

6. Назовите основные функции морали. В чем они заключаются?

Литература

1. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4.

2. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1982.

3. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М., 1974.

4. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учеб. М., 1998.

5. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974.

6. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.

7. Мур Д. Э. Принципы этики: Пер. с англ. М., 1984.

8. Попов Л. А. Этика: Курс лекций. М., 1998.

9. Толстой Л. Н. Религия и нравственность // Толстой Л. Н. В чем моя вера? Тула,

1989.

10. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии.

М., 1988.

11. Швейцер А. Благоговенье перед жизнью. М, 1992.

12. Шрейдер Ю. А. Этика. М., 1998.

13. Этика в меняющемся мире. М., 1992.

Материал взят из: Этика бизнеса – Петрунин Ю. Ю.