ПРИМЕНЕНИЕ 3D-ТЕХНОЛОГИЙ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ

На современном этапе развития естественно-научных методов при решении широкого круга задач на первый план выдвигается проблема создания технологий эффективного использования получаемой ин — формации. Таким требованиям в наибольшей мере отвечают динамич — но развивающиеся 3D-технологии, которые всё чаще используются в научно-исследовательских и научно-образовательных проектах. При этом широкое использование 3D-технологий связано не только с воз- росшим вычислительным уровнем персональных компьютеров, но и с появлением на рынке доступного программного обеспечения.

В плане достижения конкретных результатов и получения реаль- ных продуктов (при использовании 3D-технологий) имеется явная тен — денция к получению материально ощутимых результатов в виде вирту — альных демо-версий, пакетов инструментальных средств разработки, цифровых карт, трёхмерных моделей, баз данных и т. п. За последние годы отчётливо прослеживается тенденция развития от простых инди — видуальных проектов, баз управления данными, к чёткой организаци — онной структуре через научно-ориентированный профессиональный доступ, к публичным сервисам, предоставляющим доступ к мультиме — дийным форматам, трёхмерным данным и к другим ресурсам.

Серьёзной проблемой является переход от разработки технологий и апробации их на культурных объектах к эффективному и непрерывному их использованию. Изначально акцент делался на стоимости и качестве оцифровки объектов и информации. Так, например, в течение последних

5 лет в странах Европейского Союза использование информационных технологий привело к снижению 50% стоимости съёма, регистрации и обработки данных в полевых условиях, так и общей стоимости архива — ции цифровых ресурсов и обладаниями ими. Тепер