Отечественная история и отечественная журналистика

стория журналистики как важнейшего социального института теснейшим образом связана с жизнью госу-

дарства и общества. Все поворотные события русской истории оказывали значительное влияние на развитие русской прессы.

Само её возникновение было результатом определенных социальных процессов и должно рассматриваться в контексте кардинальных реформ Петра I. Первая русская газета появи — лась в начале Северной войны со шведами, когда необходимо было объяснять населению необходимость ведения военных действий, не всегда поначалу успешных для русского оружия, пропагандировать реформаторские шаги правительства.

Именно войны и реформы оказывали наиболее сильное влияние на ход развития русской печати. Например, в период Отечественной войны 1812 года возник один из наиболее из — вестных журналов XIX века «Сын Отечества». Его издатель Н. И. Греч дал изданию многозначительное название, поза — имствовав его из предсмертного письма своего брата, тяже — ло раненого на Бородинском поле. Интересно, что при штабе М. И. Кутузова – ещё до назначения его главнокомандующим русских войск – была создана походная типография и агитаци- онный штаб, печатавшие газету «Россияне» и многочисленные

«летучие листки» для распространения среди населения, подни- мавшегося на борьбу с наполеоновскими войсками. После того, как Кутузов возглавил армию, типографией и агитационным штабом, в состав которого входил, например, выдающийся русский поэт В. А. Жуковский, стали печататься не только патри — отические листовки и брошюры, но и официальные материалы.

Во время Крымской войны 1853–1855 годов, напротив, воен — ные действия освещались очень скупо (напомним, что это была эпоха «мрачного семилетия»). Именно поэтому такой огромный резонанс имели «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, опубликованные в некрасовском «Современнике». С жанровой точки зрения, кстати, данный цикл включает в себя не столько рассказы, сколько очерки, т. е. полноправные журналистские произведения.

Первая военная кампания, во время которой правительство и командование официально допустили к действующей армии журналистов, – это Русско-турецкая война 1877–1878 годов. Тогда с мест боев в Болгарии в газеты корреспондировали А. С. Суворин, редактор и издатель газеты «Новое время», буду- щий известный репортер В. А. Гиляровский, В. И. Немирович — Данченко, брат выдающегося театрального деятеля.

Уже в XX веке вопрос о допуске корреспондентов в армию был переведен в юридическую плоскость. Так, накануне I ми — ровой войны в России было принято «Положение о военных корреспондентах», которым регулировалось количество воен — ных журналистов, требования к ним, процедура их допуска к войскам, правила их поведения на фронтах и другие вопросы. Кстати, именно в годы I мировой войны темпы развития ре — гиональной печати достигли уровня столичной прессы и пре — взошли их.

Трагические страницы Гражданской войны отражены в прессе того времени. Линия фронта между «красными» и «бе — лыми» проходила в том числе по страницам газет и журналов. В красноармейской печати работали, например, Д. Фурманов, И. Бабель, Я. Гашек. Немало опытных репортеров трудилось в белогвардейских изданиях: в стане Деникина выходило бо — лее ста газет и журналов, у Колчака – 122 газеты и 69 жур — налов. После поражения белогвардейцев работавшие у них журналисты в основном эмигрировали из страны. Не осталась в стороне от классовых битв и публицистика. Идеалы нового общества в ней защищали А. С. Серафимович, Л. М. Рейснер, Л. С. Сосновский, М. Е. Кольцов. По другую сторону барри — кад оказались И. А. Бунин, В. Г. Короленко, Е. Д. Кускова, П. Н. Милюков. Были и колеблющиеся, например А. М. Горький, занявший очень противоречивую позицию в те годы. Залпами Гражданской войны опалено родившееся как раз в ту эпоху радио. Известно, что в руках белой и красной армий было при — мерно поровну радиостанций – приблизительно по сотне.

А вот в годы Великой Отечественной войны журнали — сты были на редкость едины: и штык и перо они поставили на службу против фашистских захватчиков. В качестве воен — ных корреспондентов свой долг выполняли К. М. Симонов, А. Т. Твардовский, С. Михалков, А. Сурков, А. П. Платонов, В. Гроссман, А. П. Гайдар (погиб в 1941 году). Сражаться с врагом помогала публицистика (А. А. Фадеев, М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург, А. Н. Тихонов, Б. Горбатов). Широко известно о работе на радио в блокадном Ленинграде поэтессы О. Берггольц. Не стоит, однако, забывать, что журналисты делали свое дело в годы Великой Отечественной войны в условиях строжайшей

цензуры и не всегда могли говорить народу всю правду. Как и в царское время, их допуск в действующую армию ограничивался. Так, иметь собственных корреспондентов в войсках могли не — многие центральные редакции («Правда», «Известия», «Красная звезда», Всесоюзный радиокомитет) и те региональные, которые находились на прифронтовых территориях. Остальные обязаны были перепечатывать ту информацию, которую распространяло Совинформбюро – официальный и централизованный орган, созданный на третий день войны и призванный не только снаб — жать информацией советские редакции, но и тщательно «про — сеивать» и дозировать распространяемые сообщения.

В периоды реформ или революционных преобразований, как правило, российская журналистика переживала подъем, так было и при Александре I, и при Александре II, и в I рус — скую революцию, и в Февральскую революцию, а в советское время – в годы нэпа, хрущевской «оттепели», горбачевской пе- рестройки. В эпоху буржуазных реформ Александра II, напри — мер, появилась по-настоящему официальная правительствен — ная газета («Правительственный вестник», возникла в 1869 году на базе газеты министерства внутренних дел «Северная почта», которую некоторое время возглавлял автор «Обломова» И. А. Гончаров), возникли первые русские информационные агентства (Российское телеграфное агентство в 1866 году, Северное телеграфное агентство А. А. Краевского в 1872 году и др.). Тогда же была отменена монополия государственных изданий на печатание платных объявлений, что подтолкнуло к развитию частные издания, особенно газеты.

В годы I русской революции (1905–1907) появился но — вый для России тип изданий – партийная пресса: раньше его быть не могло, поскольку не было возможностей для суще — ствования самих партий. Правда, первые две партии (социал — демократическая и эсеровская) возникли чуть раньше – на рубеже XIX и XX веков, но только в подполье, соответствен — но их издания (например, знаменитая ленинская «Искра») су- ществовали как нелегальные. После Манифеста 17 октября процесс партийного строительства пошел ускоренными тем — пами, причем иногда партии организационно оформлялись на основе редакций газет и журналов. Например, в создании

кадетской партии велика роль редакции эмигрантского жур- нала «Освобождение» под руководством П. Струве, а партия энесов (народных социалистов) возникла на базе редакцион — ного кружка журнала «Русское богатство» под руководством В. Г. Короленко (кстати, председателя I Всероссийского съезда журналистов, 1905 г.). Размежевалась по партийному принци- пу переживавшая небывалый подъем в 1905–1907 годах сати — рическая печать (литературные журналы с карикатурами): в стране выходило около 300 журналов, в которых участвовало более 800 писателей, художников, журналистов. В годы реак- ции таких журналов стало значительно меньше, зато появил — ся наиболее значительный из них – «Сатирикон» (возглавлял А. Аверченко, сотрудничали Н. Тэффи, Саша Черный, А. Блок, Л. Андреев, А. И. Куприн, А. Н. Толстой).

После поражения революции (с 1907 по 1910 г.), а также в годы I мировой войны правые и центристские партии и их из — дания в основном существовали легально, а вот социалисти — ческие часто вынуждены были уходить в подполье. Например, была запрещена правительством и в военное время выходи — ла нелегально возникшая в 1912 году большевистская газета

«Правда» (в честь выхода её первого номера 5 мая праздно- вался в советское время как День печати). Возможность ле — гального выхода она – наряду с другими социалистическими изданиями – получила только после Февральской революции. Тогда активную роль играли такие политические издания, как

«Единство» В. Г. Плеханова, «Искра» Ю. Мартова (обе газеты меньшевистские), эсеровское «Дело народа» (возглавлял лидер партии В. Чернов, сотрудничал А. Керенский), правоэсеров — ская газета «Воля народа» (сотрудничал Б. Савинков), газета

«Социал-демократ» и журнал «Спартак» под руководством большевика Н. И. Бухарина.

Яркая страница в развитии советской журналистики связана с хрущевской «оттепелью», характеризовавшейся развенчани — ем культа личности Сталина, демократизацией и децентрали — зацией общественной жизни и относительной либерализацией цензурного режима. Властителем дум того времени стал руко — водимый А. Т. Твардовским журнал «Новый мир», в котором публиковались литературные и журналистские произведения

А. И. Солженицына, В. Некрасова, В. Быкова, С. Залыгина, Б. Можаева, А. Бека. Когда в 1971 году консерваторы добились отставки А. Т. Твардовского с поста главного редактора журна — ла, в народе ходило меткое двустишие:

«Новый мир» идет ко дну, Честь и совесть на кону.

Сворачивание прогрессивных преобразований повергло страну в многолетний застой и привело к распространению диссидентских настроений (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, В. Буковский, П. Григоренко, А. Гинзбург, В. Чалидзе). Дело

«шестидесятников» было продолжено «прорабами пере — стройки», среди которых было много журналистов и публи — цистов: Ф. Бурлацкий, Ю. Афанасьев, В. Лацис, В. Селюнин, А. Стреляный, Н. Шмелев, Ю. Карякин, В. Коротич, А. Рубинов. Совершенно по-новому стали работать перестроечные сред- ства массовой информации, а в них В. Листьев, Ю. Любимов, Д. Холодов, О. Попцов, Е. Масюк, В. Третьяков, И. Лесневская. Революционные перемены, приведшие к падению советского режима, стали возможны в том числе благодаря самоотвержен — ности журналистов. Конец 80-х – начало 90-х годов XX века

– безусловно, наиболее значимый период в развитии русской журналистики, ее «звездный час».

Перечислим процессы, характерные для постсоветской журналистики:

1) резкий количественный рост средств массовой информа-

ции при падении доверия к ним населения и, соответственно, при уменьшении тиражей;

2) появление и преимущественное развитие частных

средств массовой информации;

3) идеологический плюрализм;

4) регионализация прессы;

5) коммерциализация СМИ, бурное развитие рекламы;

6) появление и рост массовой (так называемой бульварной,

или «желтой») прессы;

7) монополизация СМИ, выражающаяся в образовании ме-

диахолдингов и уменьшении количества независимых изданий;

8) глобализация медиапространства;

9) преобладание развлекательной функции журналистики;

10)

бурное развитие Интернета, превалирование новейших

средств коммуникации над традиционными СМИ.

К сожалению, одна из отрицательных тенденций современ — ной журналистики – снижение ее «культурного веса» и нрав — ственного потенциала. Журналистика перестала быть «совестью нации», она погрязла в пошлости и продажности, измельчала и обеднела. Информационные войны, засилие пиара, нравствен — ный релятивизм и беспринципность, непрофессионализм и не — разборчивость журналистов обернулись глубоким кризисом средств массовой информации, о котором бывший Генеральный секретарь Союза журналистов России И. Яковенко писал так:

«Кризис рынка СМИ подрывает их экономику и превращает их в придаток государства или бизнеса, кризис содержания разру — шает журналистику как профессию, кризис нравственных основ делает её бессмысленной или даже вредной для общества».

А между тем отечественная журналистика, как мы с Вами убедились, имеет прочные и сильные корни, для оздоровления ей достаточно вернуться к живительным истокам, питавшим её здоровое тело даже в самые неблагоприятные времена. Нужно помнить, что среди предшественников современных журна — листов Ф. М. Достоевский, причастный к выпуску журналов

«Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865); А. П. Чехов, решившийся на опасную поездку ради написания «Острова Сахалин» и скромно трудившийся в качестве редактора белле — тристического отдела журнала «Русская мысль»; В. Г. Короленко, средствами печати разоблачивший не одну аферу сильных мира сего и раскрывший не одно преступление власти, в том числе знаменитое «мултанское дело»; А. И. Солженицын, бросивший вызов системе бесстрашным разоблачением ГУЛАГа и бесхи — тростным призывом «жить не по лжи»…

Материал взят из: Введение в журналистику – Журавлева А. А.