Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания

План

1. Социокультурный контекст акмеологического познания.

2. Научнометодологические ориентации акмеологических исследований и разработок.

3. Связи акмеологии с обществознанием.

4. Взаимосвязи акмеологии с человекознанием.

5. Структура рефлексивноакмеологического подхода к развитию профессионального мастерства.

Ключевые слова: акмеологичность, научнометодологическая ориентация, обществознание,

человекознание, профессиональный менталитет.

– акмеологичность – 1) свойство жизнедеятельности человека, характеризующее его устремленность

к вершинам личностного, профессионального развития и самосовершенствования, выражающегося в творческом потенциале и профессиональном мастерстве; 2) онтологический атрибут бытия живого организма (растения, животного, человека) и общественной системы (группы, коллектива, объединения людей), характеризующий тенденцию развития к расцвету, в виде зрелых, гармоничных, самосовершенствующихся "акме"форм;

– научнометодологическая ориентация – направленность исследования на использование подходов,

понятий, моделей, методов и других концептуальнометодических средств, разработанных в рамках конкретных общественных (социальных и гуманитарных), естественных, технических наук;

– обществознание – сфера научного познания, комплексно изучающая социальные процессы и системы средствами социальных (история, право, экономика, социология и т. п.) и гуманитарных

(философия, культурология, психология, литературоведение, педагогика и т. п.) наук;

– человекознание – сфера научного познания, комплексно изучающая человека средствами

естественных (биология, генетика, физиология и т. п.), гуманитарных (философия, культурология,

психология, педагогика и т. п.) и технических (кибернетика, эвристика) наук;

– профессиональный менталитет – компонент профессионального сознания, выражающий систему ценностных ориентации и профессионального самоопределения личности в социальном, правовом, политическом, историческом и профессиональном пространстве. Структура профессионального самоопределения характеризуется взаимодействием образующих его уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

Социокультурный контекст акмеологического познания

На исходе XX в. и в преддверии III тысячелетия при возникновении глобальнокризисных проблем – экологических, демографических, социальных – особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей для этого связан с созданием инновационных высоких технологий, причем не только в традиционной производственной области, но также и в различных сферах человеческой деятельности.

Высокий профессионализм и творческое мастерство в ее осуществлении самыми различными специалистами – вот тот главный собственно человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных глобальнокризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает такая новая интегративнокомплексная наука, как акмеология. Ибо именно она изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как "акме"форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности.

В целях изучения и анализа "акме"форм как прецедентов успешного и творческого

профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии "акме"форм в жизнедеятельности человека, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности, в его становлении, как личностном, так и профессиональном.

Добытое в результате психологоакмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах развития вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системнообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как акмеологичность социокультурного бытия человека в пространстве его профессиональнотворческого образования, становления, саморазвития и самореализации.

С этой точки зрения акмеологичность выступает в синхроническом плане функционально в виде самосовершенствования человека, а диахронически – в виде его профессиональной социализации.

Особую социальную востребованность акмеология приобретает в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям, создания правового государства и демократического общества. Ибо

для этого необходима потребность в социально активных людях, высоких профессионалах,

обладающих инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.

Научнометодологические ориентации акмеологических исследований и разработок

Акмеология, как любая другая область научного познания, имеет не только общенаучные принципы, конститутирующие ее категориальнометодологически как науку, но и конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметнометодического знания. Поскольку она является формирующейся научной дисциплиной, определение ее предметно методической специфики и категориальнометодологических рамок представляет собой особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. Им присущи три основные научнометодологические ориентации: естественнонаучная, технологическая и общественногуманитарная.

Естественнонаучная ориентация в акмеологии выражается в том, что, вопервых, она, стремясь

оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Вовторых, при анализе ряда акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.

Общественногуманитарная ориентация в акмеологии проявляется еще более многообразно.

Принадлежа к наукам о человеке, акмеология обретает свою онтологическую определенность, с одной стороны, на базе генетического взаимодействия с этими науками в ходе исторического развития, а с другой – в предметном обособлении от них в качестве формирующейся самостоятельной дисциплины.

Разумеется, и до возникновения акмеологии психологами, социологами, педагогами издавна исследовались вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, что во многом сходно с акмеологической проблематикой. Однако, именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных "акме"форм привел сначала к порождению специфически акмеологической проблематики, а затем – к концептуальнометодическому построению оригинальных акмеологических моделей и технологий и, далее, к возникновению и оформлению акмеологии как особой науки со своими специфическими предметом и методами.

Технологическая ориентация акмеологии проявляется не только в ее непосредственном взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, информатикой и т. п.), но и в использовании присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисицплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая обеспечивает разворот их проблематики на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человекомашинных системах управления и т. п.). С другой стороны, необходимо также учесть влияние на акмеологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например, в форме психотехники и игротехники, инноватики и рефлексики (И. Н.Семенов, 1994), так и гуманизации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики и т. п.).

Современная праксиология Т. Котарбиньского (как и ее предшественницы в лице тектологии А. А.

Богданова, научной организации производства Тейлора, научной организации труда К. Гастева и др.) стремится выделить позитивные принципы рациональной организации деятельности в различных сферах социальной практики не только с позиций общей теории систем – биологических, социальных, психологических, технических (Л. Берталанфи, А. А.Малиновский и др.), – но и с учетом данных человекознания (Б. ГАнаньев, В. Н.Несмелов, А. Печчеи, Т. де Шарден, И. Т.Фролов и др.) и обществознания.

Связи акмеологии с обществознанием

В чем выражаются связи акмеологии с науками современного обществознания – как прикладными, социальными, так и фундаментальными, философскими? Связи, в частности, с философией осуществляются по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной

дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой – вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессиональнотворческого мастерства. В качестве таких средств выступают методологические принципы: оперирования философскими категориями и научными понятиями, выделения объектов и разработки предмета и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментальноприкладного характера.

Помимо этого, философия, взятая в своей мировоззренческой ипостаси, задает ценностную точку

отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т. п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.

Таким образом, философия мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические

цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания.

Согласно этой общественногуманитарной природе и своему аксиологическигносеологическому

статусу, акмеология тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Оселковой линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социальнокультурное пространство общественного образования человека как личности и его профессиональноэкзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологическиэкономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению и информационной коммуникации, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно осмысленного труда является основной во взаимодействии акмеологии с общественными науками, определяя различные социальные аспекты трактовки таких ее ключевых понятий, как деятельность, профессионализм, организация и управление.

Взаимосвязи акмеологии с человекознанием

В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием, основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет такие ключевые для акмеологии психологические понятия, как мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других, которые раскрываются во взаимодействии акмеологии со смежными науками о человеке.

Каковы же связи акмеологии с науками современного человекознания? Ближайшей к ней является, естественно, психология как центральная дисциплина, изучающая человека (Б. М.Кедров, Ж. Пиаже) в системе современных наук. В свою очередь, современная психология, общая психология как наука о душе и психике помимо того, что является дисциплинарным ядром, представляет собой весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: как фундаментальных (изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество), так и прикладных – психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т. п.

Разумеется, разные знания (накопленные как в общей психологии, так и в ее прикладных областях)

постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме тех или иных фрагментарных сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу разработки акмеологической проблематики становления профессионального мастерства человека. С этой точки зрения "корневой системой" психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.

Естественной ареной для профессионального самовыражения личности и творческой самореализации индивидуальности человека служит общество – мир людей и их социальная практика. Именно в этой сфере формируется и развивается профессиональная деятельность вплоть до ее вершинных, творческих форм. Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением как объективных противоречий профессиональной деятельности, так и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одной из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления является рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии.

Конфликтология занимается изучением роли внутри и межличностных конфликтов в разных сферах человеческой деятельности, а также разработкой способов овладения ими в целях развития профессионального творчества. Как комплексная научнопрактическая дисциплина, конфликтология возникла сравнительно недавно на стыке ряда гуманитарных наук: социологии, политологии, права, педагогики, психиатрии, психологии. Существенной особенностью конфликтологии является то, что она рассматривает конфликтные процессы и включенных в них людей в конкретных ситуациях различного типа: от межнациональных и социальных до групповых и личностных. Очевидно, что в

связи с проблематикой профессионального творчества нас интересуют в основном конфликты личностные и групповые в том или ином социальном контексте.

Нацеленность на ситуационность в изучении интра и интерсубъективности определяет

онтологический статус конфликтологии как науки, рассматривающей конфликтность жизнедеятельности человека в синхроническом аспекте его бытия. И это понятно, ибо реальный конфликт всегда так или иначе локализован определенной ситуацией, в него вовлечены конкретные люди. Эта вовлеченность носит ситуативносинхронический характер, хотя она детерминирована многими (в том числе глубинными) факторами, определяющими специфику возникновения и разрешения той или иной проблемноконфликтной ситуации.

Акмеология изучает диахронический аспект бытия человека, акцентируя внимание на продуктивности его профессиональной деятельности (в виде творческих достижений, социального признания, личного успеха и т. п.) на различных возрастных этапах жизни. Ее задача – разработка средств самосовершенствования и развития жизнедеятельности до высшего уровня профессионального мастерства. Одним из ключевых вопросов для акмеологии является проблема становления и развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности в сфере управления, науки и изобретательства, предпринимательства, образования и т. п.

На основе концептуального решения этой фундаментальной проблемы возможна конструктивная

разработка ряда прикладных задач: диагностики одаренности, подбора кадров с творческим потенциалом, создания индивидуализированных программ обучения творческих кадров в целях развития их профессионального мастерства до акмеологического уровня. При разработке такого рода концептуальной основы необходимо преодолеть шаблоны возрастного (восходящего к педологии) подхода к акмеологической проблематике. Согласно ему, продуктивность профессионального творчества трактуется как кумулятивный эффект, производный от раскрытия возрастных возможностей человека, хотя и обусловленных социальными факторами (образованием, карьерой и др.).

Альтернативой этому служит предлагаемый нами системнофункциональный подход к акмеологии,

согласно которому она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом ее культурологических, социологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой – является результатом длительного (т. е. диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, достигшего уровня творческого мастерства, должна строиться на базе концептуальнометодологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, ибо они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучая макро и микроаспекты творчества. Конфликтология исследует проблемноконфликтные ситуации микроразвития творческого потенциала, а акмеология – процессы и результаты его макроразвития.

Конструктивность категорий синхроники и диахроники для анализа творческой деятельности

отмечалась в работах М. Бахтина и специально исследовалась в современной рефлексивной психологии творчества (И. Н.Семенов, С. Ю.Степанов, 1992). Разработанная в ее рамках концептуальная модель успешного разрешения проблемноконфликтных ситуаций служит конструктивным средством описания и изучения творческого достижения успеха с учетом взаимодействия синхронического и диахронического аспектов инновационного процесса. Согласно этой модели, выделяются два вида содержаний сознания субъекта творческой деятельности: интеллектуальные (презентирующие ее предметности, отражающие проблемноконфликтную ситуацию и процедуры, ее преобразующие) и личностные (презентирующие образ "Я", раскрывающиеся и развивающиеся в процессе преодоления данной ситуации), а также соответствующие им смыслы.

Если интеллектуальные смыслы обеспечивают осознание оснований деятельности, то личностные –

переосмысление той проблемноконфликтной ситуации, в которой она разворачивается. Тем самым рефлексируется не только осуществляемая деятельность, но и развивающаяся в ней личность, что обеспечивает констелляцию профессионального мастерства. На базе этой концептуальной модели могут быть разработаны эффективные средства эвристической рефлексии, развития творческого потенциала, обеспечивающие достижение акмеологического уровня профессионального мастерства в процессе

преодоления синхронически возникающих проблемноконфликтных ситуаций, опыт разрешения которых, при соответствующей рефлексии, ведет к диахроническому развитию творчества. Согласно рассматриваемой концепции, рефлексия представляет собой осознание и переосмысление стереотипов мышления и их эвристическое преодоление вплоть до образования нового (креативноинновационного) содержания сознания.

Изучение проблем, механизмов и способов развития человека всегда составляло важный аспект психологического познания. Поэтому выделение психологии развития в самостоятельную область знания носит несколько парадоксальный характер. В самом деле, с одной стороны, изучаемые в общей психологии психические функции и состояния всегда трактовались как процессы и исследовались в общей психологии в определенной временной перспективе и в динамике, т. е., по крайней мере, в аспекте микроразвития. С другой стороны, уже давно (с начала XX в.) выделившаяся в особую область возрастная психология изучает макроразвитие, т. е. возрастные изменения в психике человека в течение его жизни. Правда, при этом акцент всегда ставился на изучении генезиса психики, т. е. на возникновении и становлении психических функций, процессов и свойств личности в основном до их взрослого состояния. Поэтому в возрастной психологии долгое время явно преобладала проблематика изучения детства и юношества по сравнению с менее интенсивно исследовавшимися зрелостью и тем более старостью человека.

Это нашло свое отражение в формировании в начале XX в. педологии как комплексной дисциплины, всесторонне изучающей развитие ребенка средствами психологии и смежных с ней наук о человеке. Как это ни парадоксально, но факт, что аналогичная комплексная наука о старости (геронтология) оформилась в самостоятельную дисциплину значительно раньше, чем акмеология. Акмеология также является интегративной наукой, но уже о зрелости человека – возрастной, личностной, социальной – и развитии его профессионализма и творчества.

Казалось бы, психологическое знание именно этих аспектов зрелости взрослого, работающего человека как наиболее социально активного элемента социума должно было бы в не меньшей мере (а может быть, и в первую очередь) интересовать общество, чем их онтогенез в детстве, изучаемый педологией. Однако логика развития наук о человеке такова, что в начале XX в. оформились те области психологии, которые обеспечивали социальный заказ на обслуживание общественной практики общего (дошкольного и школьного) образования. Это привело к тому, что в психологическом изучении проблематики развития доминировали сначала вопросы детской и педагогической психологии и лишь затем взрослой и профессиональной.

Чем же объясняется проявившийся лишь в конце XX в. интерес к психологии развития человека в

целом и к изучению его зрелости, в частности акмеологией? Именно в этот период особую остроту приобретает социальная потребность в специалистах различного профиля в сфере управления, менеджмента, социальной работы с высоким уровнем профессионализма и мастерства, изучаемых акмеологией. Поэтому недостаточно обеспечивать получение детьми общего образования: его необходимо рассматривать также и как профессиональнопредстартовое обучение, т. е. в контексте не только возрастного и образовательного развития, но также социального и профессионального.

Более того, в связи с ростом продолжительности жизни в развитых странах возник социальный заказ на реализацию трудовых потребностей, ресурсов, профессионального и жизненного опыта пожилых людей, чем и объясняется интерес к геронтологии, изучающей постпрофессиональное развитие человека стареющего.

Таким образом, в последней трети XX в. не только обострился социальный заказ на психологическое изучение развития человека как целостного макропроцесса (включающего детство, зрелость, старость), но и сложились дополнительные научные предпосылки для этого в виде завершения формирования комплексных, базирующихся на психологии дисциплин, их изучающих, – педологии, акмеологии, геронтологии. Более того, в связи с наметившейся в последней трети XX в. переориентацией обучения на непрерывное образование человека на всех возрастных ступенях (т. е. детства, юности, зрелости, старости) помимо традиционной педагогики, обслуживающей школьное обучение, можно ставить вопрос о создании науки о юности – ювенологии. Ювенология изучает развитие человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и формирования его социально ориентированного мышления, и специальной прикладной дисциплины – ювеногогики, обслуживающей процессы социализации и образования юношей и девушек. Необходимо также констатировать формирование андрагогики профессионального образования взрослых обучащихся. При этом возникает вопрос о создании геронтогогики, призванной обучать стареющих людей адаптации (в том числе

постпрофессиональной) к старости и к их развитию в процессе старения.

Тем самым социальная потребность научного обеспечения педагогикой, ювеногогикой, андрагогикой, геронтогогикой все расширяющейся практики непрерывного образования – как общекультурного, так и специально профессионального – также создает дополнительные прикладные предпосылки для оформления психологии развития, целостно изучающей психологические изменения человека в основные периоды его жизнедеятельности в детстве, юности, зрелости, старости во взаимодействии с акмеологией.

Итак, проведенный анализ показал тесные и многообразные связи акмеологии с другими науками о человеке. Каким же образом эти связи влияют на конкретные акмеологические исследования? Естественно, что знания, полученные в смежных науках, учитываются в отдельных акмеологических исследованиях и разработках поразному, в зависимости от их конкретных задач и концептуально методических средств решения. При этом эффективность переноса смежных знаний в результативную ткань того или иного акмеологического исследования определяется конструктивными возможностями их предметнометодологической состыковки. Эти возможности во многом производны от методологической "оснастки" того исследовательного подхода, который полагается в основу проведения конкретной акмеологической разработки. Рассмотрим возможности состыковки смежных знаний и пути реализации связей акмеологии с другими науками о человеке на примере предлагаемого нами (И. Н.Семенов, 1993) рефлексивноакмеологического подхода к анализу проблемы развития профессиональнотворческого мастерства.

В качестве базовых выделяются такие аспекты акмеологического подхода, как возрастной, образовательный, профессиональный. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта в направлении культивирования своего профессионального мастерства. В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъективного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культуральный. Системообразующим фактором относительно взаимодействия всей категориальной системы как базальных, так и производных от них акмеологических аспектов выступает рефлексивность мастерства.

Таким образом, онтологическая специфика акмеологичности образуется взаимодействием таких

категориально квалифицируемых сущностей, как биологичность, социальность, активность и рефлексивность мастерства человека. Акцент на их доминирование определяется задачами конкретных акмеологических исследований, которые носят комплексный характер. Поэтому факты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны трактоваться с системных позиций более функционально. Это означает, что лишь в результате конкретных акмеологических исследований можно установить, какая именно будет доминация у исследуемого профессионала. Если, например, возрастная, то будет ли там наблюдаться развитие, скажем, по андрагогическому или ге ронтологическому типу. Важно установить при этом, каков удельный вес педагогического и профессионального аспектов и насколько много в этом случае репродуктивных и продуктивных моментов, насколько мощна профессиональная рефлексия, которая обеспечивает достижение высших ступеней мастерства и преодоление шаблонных стереотипов. Необходимо выяснить, насколько профессиональное развитие ведет за собой экзистенциальноличностное, или наоборот, личностное развитие является всего лишь побочным продуктом профессионального. Здесь могут быть самые разные сочетания, поэтому подчеркнем, что типологический подход также является методологическим принципом для акмеологических исследований и разработок.

Структура рефлексивноакмеологического подхода к развитию профессионального мастерства

Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки кадров и в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов подготовки кадров и совершенствования их квалификации. Возрастной аспект направлен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда).

Образовательный аспект нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего,

профессионального и непрерывного образования.

Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты.

Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивноинновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества.

Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося "Я" и

пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека. Разработанные нами приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики (М., 1993) позволяют развивать творческие способности взрослых, учащихся, студентов и профессионалов в таких ситуациях, как решения профессиональнотворческих задач (М., 1989), так и применения интенсивноигровых методов формирования рефлексивной культуры (М., 1997) с учетом структурных аспектов акмеологического подхода к подготовке профессионалов на основе рефлексивнопсихологической концепции развития творчества, обеспечивающей реализацию в практике профессионального обучения акмеологических образовательных технологий.

Современная государственная служба представляет собой сложноорганизованное образование, изучаемое в различных аспектах рядом общественных и гуманитарных наук, в том числе правом, политологией, психологией, акмеологией.

Рассмотрим, какую лепту вносят указанные науки в комплексное изучение госслужбы и каким

образом она выступает в качестве предмета изучения при их взаимодействии, которое так необходимо для решения практических задач ее научного обеспечения.

Логика этого взаимодействия определяется тем, что госслужба как специфический правовой институт и определенная социальная система реализуется в общественной жизни благодаря жизненным

усилиям и профессиональной деятельности конкретных индивидовгосслужащих. Причем их функционирование в системе госслужбы во многом опосредовано теми социальными и политическими процессами, которые характерны для общественной жизни в целом и которые рельефнее всего и наиболее персонифицированно проявляются на вершине социальной пирамиды в высших эшелонах власти и политики. Именно здесь наиболее применим идеографический (по своей функции – индивидуализированного анализа) психологоакмеологический подход к изучению поведения высшей категории госслужащих и политических лидеров с учетом влияния их индивидуальных особенностей на

профессиональную управленческую деятельность.

В отличие от этого, противоположный полюс анализа составляют массовидные процессы, связанные

с реализацией функций многочисленного персонала госслужащих, исполняющего директивы, которые поступают от вышестоящего руководства.

Важно подчеркнуть, что в обоих случаях взаимодействие и поведение индивидовгосслужащих регламентировано законами, нормирующими цели, функции, содержание и средства осуществления

ими своей профессиональной деятельности в системе госслужбы того или иного уровня (федерального,

регионального, местного и т. п.). Именно эта социальнозаконодательная нормировка и определяет

собственно правовой аспект комплексного изучения госслужбы и ее научного обеспечения во взаимодействии с политологией, психологией и акмеологией.

Однако реализация социальнозаконодательных норм в конкретных условиях и ситуациях допускает гораздо больше возможностей и одновременно требует большей ответственности, творческих усилий

при осуществлении управленческой, чем исполнительской деятельности. Причем эффективность обоих видов деятельности зависит не только от компетентности специалистагосслужащего, но и от его

мастерства, творческого потенциала, а главное – личностной инициативы и активности его профессионального сознания. Именно эти компоненты профессиональной деятельности составляют

психологоакмеологический аспект изучения госслужбы и ее научного обеспечения во взаимодействии с правом и политологией. Если социальнозаконодательная нормировка задает правовой базис

госслужбы, то психологоакмеологическое пространство ее функционирования на этом базисе определяется двумя основными векторами профессионального взаимодействия госслужащих:

горизонтальным и вертикальным.

В первом случае имеют место горизонтально партнерские взаимоотношения госслужащих,

принадлежащих к одной и той же команде, а во втором – вертикально подчиненные взаимоотношения

между руководителем и исполнителем как внутри команды, так и во всей системе управления в целом.

Сущность психологоакмеологического аспекта заключается в изучении роли человеческого фактора в законодательнонормированной системе госслужбы. Собственно акмеологая акцентирует внимание на изучении и развитии профессиональной компетентности и творческого мастерства как на основных аспектах человеческого фактора в системе госслужбы, в то время как психология сосредоточивается на таких его компонентах, как психические процессы и состояния, которые присущи индивидам госслужащим и актуализируются у них при выполнении ими служебных обязанностей, законодательно нормированных правом.

Проведенная нами дифференциация различных аспектов правового, политологического,

психологического и акмеологического подходов к изучению госслужбы позволяет теперь перейти к их интеграции в целях построения целостного предмета ее научного обеспечения. Онтологической предпосылкой подобной интеграции является выделение сквозных, базовых категорий, которые бы одновременно, с одной стороны, отражали соответствующие для каждой науки аспекты такой реальности, как человеческий фактор в системе госслужбы, а с другой стороны, взаимодействие которых пронизывало бы основные ситуации ее функционирования. В качестве таковых сквозных понятий, категоризирующих реальность госслужбы (как целостного предмета ее психолого акмеологического изучения и научного обеспечения при взаимодействии с правом и политологией), целесообразно выделить следующие базовые общепсихологические понятия: поведение, деятельность, общение, сознание.

Действительно, во всех сферах госслужбы (изучаемых правом, политологией и акмеологией) социальнопрофессиональное функционирование индивидагосслужащего осуществляется в актах сознания, деятельности, общения, поведения. Будь то законотворчество или правоотношение в правовой сфере, политическое лидирование или привлечение электората – в политической, развитие компетентности или строительство карьеры – в профессиональной. Разумеется, осуществление этих психических активностей в каждой из указанных сфер имеет свою специфику. Убедиться в этом можно, выявив различия между, например, "законопослушным (или, наоборот, противоправным) поведением", "политическим поведением" и "профессиональным (деловым) поведением", а также "правовой деятельностью", "политической деятельностью", "профессиональной деятельностью" или "правовым общением (взаимоотношением)", "политическим общением (коммуникацией)", "профессиональным общением" и, наконец, "правосознанием", "политическим сознанием", "профессиональным сознанием".

Отсюда следует, что общее для всех них содержание – а именно профессионализм – и является той системообразующей связью, которая задает целостность человеческому фактору в системе госслужбы, конституируя тем самым предмет ее психологоакмеологического изучения и научного обеспечения при взаимодействии с правом и политологией. В самом деле, для обычного гражданина "правосознание" или "политическое сознание" является лишь мировоззренческим элементом его во многом спонтанно функционирующего самосознания. Напротив, именно для госслужащего это "правосознание" выступает одним из основных компонентов его профессионального сознания (наряду с предметными: знаниями, ценностями, смыслами и т. п.). Аналогично обстоит дело и с деятельностью, поведением и общением – все они формируются и реализуются достаточно стихийно и спонтанно по сравнению с жестко нормированной госслужбой, где их функционирование обязательно профессионализируется, и в этом своем качестве они становятся неотъемлемым компонентом профессионализма госслужащего (впрочем, равно как и у любого менеджера) или политика.

В связи с этим возникает ключевая (для очерчивания предмета научного изучения госслужбы) проблема: какова же та, схватывающая ее специфику сквозная категория, которая конкретизировала бы понятие профессионализма по отношению именно применительно к госслужащему (исключая, например, близкого к нему по характеру своей управленческой деятельности менеджера). Такой сквозной категорией является понятие "профессиональный менталитет" госслужащего, которое и позволяет очертить целостность человеческого фактора в социальноправовой системе госслужбы и эксплицировать тем самым предмет ее изучения и научного обеспечения в психологоакмеологическом аспекте при взаимодействии с правом и политологией. В отличие от понятия "профессиональное сознание", которое редуцирует предмет изучения госслужбы до выделения лишь ее психолого акмеологического аспекта, категория "профессиональный менталитет" интегрирует в себе как указанный аспект, так еще правовой и политологический аспекты госслужбы (причем не редуцируя их до политологии и права). При этом структура профессионального менталитета госслужащих может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального,

технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

Так, на акмеологическом уровне – через формирование системы профессиональных ценностей госслужащего обеспечивается его идентификация с менталитетом российского общества, его культурой и государственностью, строящейся на гуманистических, демократических и правовых принципах, которые реализуются посредством конкретных ценностных ориентации, поведения и деятельности, адекватных условиям принятия и исполнения управленческих решений. На концептуальном уровне эта идентификация происходит через формирование системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительской деятельности (или поведения), задаваемой как ее социальноправовой нормировкой, так и научнометодическим и материальноинформационным обеспечением. На технологическом уровне через формирование системы профессиональных способов осуществления выполняемой деятельности (или поведения) обеспечивается последовательная реализация конкретных шагов (действий) по достижению ее целей, принятых решений и т. п. На рефлексивном уровне – через формирование системы профессиональных аналитических, критических, прогностических и организационных процедур обеспечивается целостное осмысление, контролирование, и становятся неотъемлемым компонентом профессионализма госслужащего (впрочем, равно как и у любого менеджера) или политика.

В связи с этим возникает ключевая (для очерчивания предмета научного изучения госслужбы) проблема: какова же та, схватывающая ее специфику сквозная категория, которая конкретизировала бы понятие профессионализма по отношению именно применительно к госслужащему (исключая, например, близкого к нему по характеру своей управленческой деятельности менеджера). Такой сквозной категорией является понятие "профессиональный менталитет" госслужащего, которое и позволяет очертить целостность человеческого фактора в социальноправовой системе госслужбы и эксплицировать тем самым предмет ее изучения и научного обеспечения в психологоакмеологическом аспекте при взаимодействии с правом и политологией. В отличие от понятия "профессиональное сознание", которое редуцирует предмет изучения госслужбы до выделения лишь ее психолого акмеологического аспекта, категория "профессиональный менталитет" интегрирует в себе как указанный аспект, так еще правовой и политологический аспекты госслужбы (причем не редуцируя их до политологии и права). При этом структура профессионального менталитета госслужащих может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального,

технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

Так, на акмеологическом уровне – через формирование системы профессиональных ценностей госслужащего обеспечивается его идентификация с менталитетом российского общества, его культурой и государственностью, строящейся на гуманистических, демократических и правовых принципах, которые реализуются посредством конкретных ценностных ориентации, поведения и деятельности, адекватных условиям принятия и исполнения управленческих решений. На концептуальном уровне эта идентификация происходит через формирование системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительской деятельности (или поведения), задаваемой как ее социальноправовой нормировкой, так и научнометодическим и материальноинформационным обеспечением. На технологическом уровне через формирование системы профессиональных способов осуществления выполняемой деятельности (или поведения) обеспечивается последовательная реализация конкретных шагов (действий) по достижению ее целей, принятых решений и т. п. На рефлексивном уровне – через формирование системы профессиональных аналитических, критических, прогностических и организационных процедур обеспечивается целостное осмысление, контролирование, регуляция и самосовершенствование осуществляемой деятельности (поведения) для оптимизации процесса ее выполнения и интерпретации полученных результатов. На коммуникативном уровне через формирование системы профессиональных коммуникаций достигается обеспечение непосредственной презентации и понимания (принятия) результатов, осуществление деятельности (поведения) партнерами по ее выполнению или потребителями ее продуктов. На информационном уровне через формирование системы профессиональной документации и др. – обеспечение (посредством печати, факсов, компьютеров) фиксации, обоснования и трансляции информации о продуктивности и значимости результатов осуществленной деятельности (поведения) для специалистов данного профиля в системе госслужбы.

Системообразующим фактором взаимодействия указанных уровней, образующих структуру "профессионального менталитета госслужащих", выступает его центральный – рефлексивный – уровень, обеспечивающий взаимосвязь всех остальных уровней и их интеграцию в оптимально функционирующий ансамбль различных аспектов человеческого фактора такой социальноправовой системы, каковой является государственная служба.

В заключение необходимо отметить, что дальнейшая разработка предложенной здесь нами рефлексивноакмеологической концепции профессионального менталитета госслужащего как целостного предмета изучения и научного обеспечения эффективности госслужбы предполагает изучение этого менталитета, с одной стороны, как специфической формы социально профессионального мышления, а с другой стороны – социальнодеятельностно ориентированной рефлексии как рефлексивнопрофессиональной культуры. В современной психологии и акмеологии имеется богатый и конструктивный арсенал концепций и методов изучения и развития выделенных нами уровневых аспектов профессионального менталитета госслужащего. Эти методы позволяют диагностировать, корректировать и активизировать такие элементы, как ценностные ориентации, мотивация, самооценка, самоанализ, рефлексия, социальное мышление, акмеологичность личностного, профессионального и социального роста, акмеограммы и продуктивные алгоритмы профессиональной деятельности, стратегии профессионального самосовершенствования, профессиональная, рефлексивная, коммуникативная компетентность и т. п. Одной из конструктивных задач конкретных акмеологических исследований является интеграция указанных методов в систему эффективных методических средств диагностики и развития профессионального менталитета госслужащих.

Резюме

Одной из основных свойств бытия человека является акмеологичность его жизнедеятельности.

Акмеологичность является онтологическим атрибутом бытия живых организмов и социальных систем,

в том числе человека и групп (коллективов) людей.

Современная акмеология развивается в контексте взаимодействия естественных, общественных и

технических наук. Это взаимодействие выражается во взаимосвязи естественнонаучной, общественногуманитарной и технологической научнометодологических ориентаций.

Развитие акмеологии опосредствовано ее взаимосвязями с человекознанием, обществознанием и естествознанием.

Важное значение для акмеологии имеют ее генетические взаимосвязи с философией, общей психологией, психологией развития, конфликтологией, правом, политологией, педагогикой и другими

общественногуманитарными науками.

Рефлексия взаимодействия понятий, моделей и методов взаимосвязанных с акмеологией наук необходима для эффективности конкретных исследований, ведущихся в рамках акмеологического подхода, в частности, при изучении профессионализма, профессионального мастерства, менталитета и других аспектов акмеологичности человека.

Список литературы

Семенов И. Н. Акмеология – новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки и современность. 1998. № 3.

Материал взят из: Акмеология — Абульханова К. А.