Литературные формы журналистских текстов

Чем больше человек пишет,

тем больше он может написать

Уильям Хэзлит

ехнологии в массмедиа развиваются стремитель — но, но в прессе (газетах, журналах, альманахах и т. д.) по-прежнему большую роль играет творче-

ство, литературная работа журналистов. Способность создать качественный, с точки зрения языковых особенностей и стиля, текст очень ценится в изданиях. Этому помогает знание совре — менных публицистических жанров.

Современная журналистика выработала массу новых мето — дов, приемов, форм работы, поэтому часто понятие жанра все более вытесняется понятием «текст». Дело в том, что материалы (сюжеты, программы, публикации) журналистов сегодня вклю — чают в себя различные компоненты. Информационные и анали — тические материалы содержат в себе художественные элементы. Художественные – репортажные элементы и т. д. Появились но — вые методы работы с источниками информации, которые предпо — лагают использование сочетания разных форм изложения и ото — бражения реальности. Это так называемые командные методы подготовки материалов.

В среде теоретиков и практиков журналистики идут споры о том, нужны ли сегодня традиционные жанры. На наш взгляд, жан — ры, как публицистические формы общения с аудиторией, просто необходимы. Они помогают организовать творческую мысль. Без них журналистские публикации превратятся в бесформенные на — боры образов, мыслей, слов и т. д. Именно традиционные формы делают материал (собранную информацию, обобщенные мысли, факты, цепочки доказательств) более динамичным, удобным для потребления. Кроме того, каждый жанр обладает собственным

набором методов, композицией, способами изложения. Изучив их, журналисту (репортеру, аналитику, очеркисту) гораздо проще создавать качественные тексты.

Без традиционных жанровых форм журналистская работа бу — дет несистемной (носить хаотичный, стихийный характер), не — последовательной. Произведения станут аморфными («размыты — ми») по структуре. Ведь жанр – это научно-прикладная форма организации журналистского материала.

Есть несколько определений этого понятия в журналистике. Жанр – это устойчивые, обладающие повторяющимися

сущностными и структурными признаками, формы отражения действительности; особая форма организации жизненного ма — териала, представляющая собой совокупность специфических структурно-композиционных признаков.

Жанр можно определить также как манеру (особенности по- ведения, общения) профессионального поведения, творческой работы с аудиторией. Кто-то работает в жанре ток-шоу, а кто-то специализируется на расследованиях (криминальных, полити — ческих, исторических). Кто-то делает оперативные репортажи с мест событий, из залов суда, из российского парламента, а кто-то анализирует проблемы, ситуации как комментатор или колум — нист.

Выбор формы для выступления обусловлен предметом со-

общения, то есть тем, о чем хочет рассказать журналист.

В периодической печати незначительное, локальное событие, но заслуживающее внимания широких слоев населения, будет отражено в заметке. Если данное событие имеет серьезные по — следствия для общества или какой-либо отрасли, перерастает в проблемную ситуацию, то в информационной корреспонден- ции. Если масштаб события (его значение) достойно детально — го и документального отображения, то журналист выберет жанр репортажа. Например, репортаж может быть написан или снят с места прохождения олимпийских игр, военного конфликта, за — пуска нового космического корабля и т. п. Криминальное проис — шествие или дерзкий террористический акт привлекут внимание

«инвестигейтеров» (журналистов, работающих в жанре рассле- дования). Популярный артист, известный певец, гениальный пи — сатель или просто оригинальный, интересный человек станет ге-

роем интервью или очерка, зарисовки. Ряд событий или проблем в определенном регионе (военные действия в Чечне или недоста — ток электроэнергии на Дальнем Востоке) станет интересным для обозревателя, который на основе анализа нескольких комплексов

«говорящих», наиболее показательных фактов, обозначит и про- комментирует общую событийную или проблемную информаци — онную картину.

В современной журналистике выбор того или иного жанра об- условлен также спецификой СМИ. В одних отдают предпочтение информационным материалам (оперативные жанры), в других – художественно-публицистическим (заводские многотиражные газеты, газеты и журналы о литературе и искусстве), в третьих – аналитическим (качественные издания, теле-, радиопрограммы, ориентирующиеся на образованную аудиторию).

Также необходимо сказать, что к жанрообразующим факторам в теории журналистики относят предмет информации, целевую авторскую установку (то есть то, чего автор хочет достичь сво — им выступлением), метод сбора информации, способ изложения материала. Но необходимо также при анализе и создании жур — налистских материалов учитывать также временные рамки со- общения, место действия (территорию происходящих событий). Особенности авторского «я» тоже играют не последнюю роль в образовании жанров.

Необходимо отметить, что жанры журналистики и литерату — ры имеют ряд принципиальных отличий. В литературе они, как правило, рассчитаны на художественное отображение действи — тельности. В отличие от журналистики, больше ориентирован — ной на документальное отображение, в литературных произве- дениях – романе, повести, рассказе, пьесе, новелле – допускается вымысел, фантазия, домысел автора. Литературные жанры бо — лее сложны по композиции, в образной системе литературного произведения большое число действующих лиц. Время и место действия зависят более от авторского замысла. В публицистике и журналистике жанры имеют жесткую временную и простран — ственную привязку. Здесь большое значение имеют оператив — ность информации, актуальность, злободневность темы, идея материалов отвечает насущным потребностям общества или определенных социальных групп. Журналистские произведения

обеспечивают в большинстве своем повседневные потребности людей. Они информируют, просвещают, развлекают, удовлетво — ряют различные прагматические потребности аудитории (дают советы при покупках в магазинах, в случае коммерческих сделок, различных финансовых операций). Здесь авторы оперируют фак — тами, мнениями, образами, которые существуют в реальности.

Отметим, что традиционная система жанров в современных СМИ значительно видоизменена, что продиктовано новыми за — просами аудитории и развитием института журналистики. Меня — ются подходы к отображению и анализу реальности, что накла — дывает отпечаток на предмет, композицию, способ изложения, целевую авторскую установку – то есть весь комплекс форми — рующих жанры признаков.

Приведем примеры. Требования оперативности информации приводят к уменьшению объема аналитических, художествен — ных, а зачастую и информационных материалов. Интересы чи — тателя, которому остается все меньше и меньше времени сегодня на анализ материалов СМИ, коммерческими изданиями, телека — налами, радиостанциями учитываются постоянно, соответствен — но меняется предлагаемый продукт.

Существуют различные классификации журналистских жан — ров. Остаются неизменными лишь три основные группы: инфор — мационные, аналитические, художественно-публицистические жанры.

К информационной группе относят заметку, интервью, репор-

таж, отчет.

Очевидно, что термин «заметка» появился от слова «заме- тить», то есть кратко обозначить суть происходящего. Эта форма предназначена для неглубокого, сжатого изложения какого-либо события, явления, которое произошло недавно или произойдет в скором времени. Сегодня в заметке должна содержаться «но — вость», то есть рассказ о ранее неизвестных аудитории фактах, вызывающих общественный или частный интерес. Отметим, что бывают «событийные новости» – это то, что связано с внезапной переменой; «новости-тенденции» – длительные по времени из — менения.

Структура заметки может меняться в зависимости от целей, которые ставит автор. Если необходимо в сжатой форме обозна-

чить главные моменты события, то выбирается схема изложения по принципу «перевернутой пирамиды», когда автор идет после — довательно от самого главного факта к второстепенным, посте — пенно отвечая на вопросы: что?, где?, когда?, с каким результа — том? Если цель осложняется выражением оценки события (на — пример, в так называемой «критической заметке»), то компози — ция содержит в себе мнение какого-либо «ответственного лица» или специалиста.

Бывают жесткая и мягкая формы подачи новостей и написа — ния заметок. В жесткой – нет места эмоциям и деталям. Стиль повествования – «телеграфный». В мягкой форме данного жанра допускаются эпитеты, мнения, детализация, эмоции.

Метод и жанр интервью очень важен в работе журналиста. Профессионалы его используют практически постоянно, так как общаться с источниками информации, коллегами по рабо — те, экспертами приходится каждодневно, чтобы поддерживать контакты, добывать новые сведения, искать темы для про — блемных материалов. Коммуникация, общение, взаимосвязь с социальными субъектами – атрибут профессии журналиста. Общаться журналисту приходится с очень разными людьми, и цели данного общения также различны. Приведем лишь неко — торые из них. Поддержание профессиональной коммуникации (взаимодействие с коллегами), наработка новых контактов (по — иск ньюсмейкеров, источников информации), выполнение ре — дакционных заданий, связанных с созданием материалов в раз — ных жанрах, проведение опросов среди населения, экспертов, общение с органами власти, общественными и государствен — ными структурами с целью организации каких-либо масштаб — ных акций (благотворительных, политических, маркетинговых, праздничных и т. д.).

Для создания телевизионных и радиопрограмм, газетных пу- бликаций в данном жанре необходимо знать навыки организации и проведения интервью. При этом необходимо принимать во внимание такие факторы, как вид интервью, целевая авторская установка, специфика задаваемых вопросов, тактика проведения интервью, факторы, сопутствующие успешному и результатив — ному общению: например, обстановка, в которой проводится ин — тервью.

Интервью – это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по поводу общественно-важных вопросов, предназна — ченная для опубликования или передачи по радио, телевидению.

Существует множество разновидностей интервью, поскольку это многофункциональный жанр.

Интервью-монолог представляет собой сообщение или за- явление определенного лица по вопросу, предложенному кор — респондентом. Содержание беседы передается в виде цельного рассказа.

Интервью-мнение – это развернутый комментарий к факту, событию, проблеме.

Интервью-сообщение характерно своей информационной на- правленностью. Оно кратко излагает беседу, передает наиболее существенные моменты. Ответы собеседника журналист или пересказывает, или воспроизводит в сокращенном виде.

В интервью — диалоге приводится полный текст беседы.

В интервью-зарисовке, кроме содержания беседы, передается обстановка разговора, его характер. Возможен краткий коммен — тарий фактов, событий, о которых идет речь.

Разновидностью интервью являются форумы, беседы за кру — глым столом, анкеты. Публикуя ответы различных известных лиц на вопросы редакции, газета открывает своеобразную заоч — ную дискуссию по тем или иным проблемам. Отчеты о пресс — конференциях представляют собой групповое или массовое ин- тервью.

В отдельный вид интервью также необходимо выделить ин- тервью — портрет. Эта разновидность жанра призвана представить интересного человека, известную личность публике с разных сторон, показать главные черты характера, взгляды и т. д.

Существуют разные методики проведения беседы. Выделим две наиболее показательные. Первая отводит журналисту роль простого «собирателя» информации. В данном случае корре — спондент не спорит с собеседником, не проясняет те или иные недомолвки, противоречия, а получает информацию от данно- го лица. Журналист при этом не демонстрирует свое знание предмета, а «покорно» фиксирует ответы интервьюируемого. Вторая методика, в отличие от первой, предполагает некото — рую конкуренцию между журналистом и собеседником. Тот,

кто берет интервью, спорит с интервьюируемым, не согла- шается с ним, когда видит, что он говорит не всю правду или скрывает какую-то нежелательную информацию от прессы. Корреспондент в этом случае демонстрирует глубокое знание предмета разговора, конкурируя тем самым с собеседником, стремясь получить ответы на интересующие его спорные или щекотливые вопросы. Он стремится получить доказательства того, о чем говорит ему интервьюируемый, источник информа — ции, «ньюсмейкер». Соответственно в первом случае вопросы, задаваемые журналистом, будут более открытыми. Во втором

– уточняющими, развивающими, поясняющими, провокацион-

ными и т. д.

Успех интервью, конечно же, как минимум наполовину зави — сит от предварительной подготовки. Надо знать того, с кем об — щаешься, необходимо хотя бы немного разбираться в предмете разговора. Предварительно составленный план вопросов облег — чит проведение интервью, снимет скованность, неуверенность. Желательно беседу начинать с простых, ясных, коротких, точных и несложных вопросов. Затем их можно усложнять, если ситуа — ция будет благоприятной. Но всегда помните, что Ваш собесед — ник – это живой человек, поэтому вопросы должны быть также интересными.

Репортаж – публицистический жанр, дающий наглядное, до- кументальное представление о событии через непосредственное восприятие автора-очевидца или участника события.

Главная цель этого жанра – передача информационной кар — тины произошедшего события или сложившейся ситуации пу — тем документального описания действий и поступков героев для передачи «истории события». Показ событий и его участников через действие – вот главная отличительная черта этого жанра. Посредством этого создается также «эффект присутствия». Автор выступает перед читателем как непосредственный участник или свидетель описываемого события. С помощью репортажа чита — тель как бы сам переносится на место событий (например, палу — бу корабля, терпящего крушение), «видит» людей (пассажиров в панике), «слышит» их голоса, «ощущает» штормовую качку и брызги бурлящей ледяной воды. Автору в этом также помогает использование деталей.

Отчет – форма публицистического выступления, протокольно фиксирующая вербальную деятельность общественно важных мероприятий: речи, выступления, доклады участников разного рода заседаний, совещаний, съездов, конференций и т. д. Другими словами, отчет – это сообщение о событиях, для которых харак — терно действие, выраженное в слове. Он передает то, что было сказано на различных выступлениях, прениях и т. д. При этом автор может занять как пассивную позицию, ограничившись точ — ным сообщением о ходе события, так и открыто активную, вы — ражая свое отношение к тому, о чем он рассказывает.

К аналитическим жанрам относятся корреспонденция, ком- ментарий, колонка, рецензия, статья, журналистское расследова — ние, обозрение, письмо.

Все эти формы роднит, во-первых, предмет отображения – это события, явления, процессы, люди и характеры, рассмотренные в причинно-следственных связях и отношениях. Во-вторых, ме — тоды обработки информации. Во всех указанных жанрах широко используются теоретические методы исследования предмета: ин — дукция (характеристика общего явления на основании изучения отдельных, частных примеров или свойств, при этом мысль авто — ра идет от частного к общему), дедукция (характеристика частно — го явления на основе обобщенного опыта), сравнение, аналогия (по основным свойствам или характеристикам предметов и явле — ний), анализ (исследование на основе разделения, расчленения целого явления на составные части), синтез (соединение иссле — дуемых частностей в единое целое), выдвижение гипотез (пред — положение о закономерностях развития тех или иных событий, явлений, ситуаций). Метод ретроспекции предполагает изучение предыстории проблемы, ситуации. Это позволяет понять суть происходящего сейчас или спрогнозировать дальнейшее разви — тие ситуации, ведь когда известны этапы становления явления, то проще изучить его природу. Журналисты могут применять заимствованные из других областей знания методы. Например, интроспекция заимствована из психологии (буквально перево — дится как «взгляд внутрь самого себя»). Его использование пред — полагает изучение явлений, ситуаций, людей, исходя из учета их интересов и побуждений. При этом автор ставит себя на место героев своих материалов, сам себя мысленно помещает в те си-

туации, которые он исследует, и делает соответствующие выво- ды. Журналист при этом постоянно задает самому себе вопросы: а как бы я сам поступил на месте этого человека? Как бы я себя повел в такой ситуации? Широко используется метод прогноза, предсказания. Моделирование применяется в случае проработки и рекомендации программы действий, при изучении сложных со — циальных субъектов (например, радикальных политических об — разований). При этом автор помещает анализируемую систему в тот набор негативных и позитивных факторов, условий, которые могут оказать существенное воздействие на нее.

Итак, корреспонденция – это аналитический жанр, который позволяет рассмотреть злободневную проблему на конкретном жизненном материале. Это форма анализа отдельного события или совокупности фактов, которая позволяет рассмотреть по — следствия их возникновения.

В корреспонденции преимущественно используется метод ин- дуктивного умозаключения. Автор в этом жанре явно или неявно следует цепочке: тезис – аргументация – демонстрация – вывод.

В аналитической корреспонденции вскрываются и изучаются преимущественно причины возникшей проблемы или ситуации. В проблемной корреспонденции автор на основе рассмотрения сути обозначенного вопроса дает своего рода рекомендации, пути его решения. Главная задача критической корреспонденции

– характеристика обозначенной ситуации, оценка ее значимости для общества. При этом критика может быть отрицательной или положительной, конструктивной или эмоциональной. Все за — висит от характеристики предмета материала. Так называемая

«постановочная» корреспонденция призвана на основе анализа фактического материала и выявленных при этом противоречий и проблем выдвинуть, поставить перед обществом актуальный вопрос, который нуждается в скорейшем разрешении.

Комментарий – жанр публицистики, представляющий со — бой оперативный отклик на конкретные события или ситуации в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к размыш — лению. Это сжатый оперативный анализ происходящего с целью объяснения его значения для общества.

Предметом выступают новость или уже известный факт. Они служат отправной точкой для разговора.

Комментарий дают, как правило, эксперты. Но и сами журна- листы могут оценивать факты в данном жанре. Личность автора комментария, определенность его позиции – это залог ценности и качества текста. Автору необходимо эффективно воздейство — вать на аудиторию.

Колонка – это разновидность комментария. Она пред — ставляет собой монолог публициста, который в образно — эмоциональной форме отстаивает свою позицию, доказывает свою оценку фактов и явлений действительности путем поле — мизирования с другими точками зрения. Большую роль в дан — ном жанре играет личность автора, его имидж, который служит своеобразным подспорьем в ходе реализации системы доказа — тельств. Журналист может выступить в роли персонажа-маски для убедительности своих доводов. Например, примерить на себя маску «юродивого» или недостойного, который открыто или иносказательно обличает сильных мира сего. Часто ис — пользуются различные риторические приемы для установле — ния диалога с аудиторией. Композиция может быть организо — вана в форме звезды, где крайние точки – позиции оппонентов

– всегда сходятся в центре (авторской позиции).

Рецензия – публицистическая оценка научного, политическо — го или художественного произведения, суждение о нем с целью ориентирования аудитории.

Предметом рецензии выступают явления духовной культуры, имеющие эстетическую значимость или идейный смысл (карти — ны, скульптуры, книги, брошюры, фильмы, телепередачи и т. д.). Также предметом рецензии могут выступать любые информаци — онные явления, осмысленные и переработанные факты, мысли, гипотезы, мнения (рекламные ролики, видеоигры, выставки, в том числе виртуальные, размещенные в Интернете и т. д.).

Цель рецензии – проанализировать произведения, заслужи- вающие внимания аудитории. При этом журналист выявляет за — мысел автора произведения, особенности выбранного стиля и жанра. Ему необходимо раскрыть то, что хотел сказать автор сво — им произведением, и как это удалось или не удалось ему сделать. Конечно, внимание будет уделяться прежде всего самым суще- ственным чертам и характеристикам авторской работы.

Рецензент соблюдает определенный алгоритм при анализе

предмета и написании текста. Он может содержать в себе сле-

дующие этапы:

а) знакомство с произведением,

б) определение его места в творчестве автора,

в) рассмотрение актуальности произведения, исходя из кон-

текста соответствующего направления культуры и искусства, г) изучение истории создания произведения,

д) выявление аналогий для сравнения и рассмотрения преи-

муществ и недостатков произведения,

е) обозначение «духа» современной эпохи и его проявление в анализируемом предмете,

ж) определение фабулы произведения, темы, идеи, средств ее выражения, жанровых особенностей, особенностей композиции, з) определение адресата, того, кому предназначенная автор-

ская работа,

и) прогноз ее будущей востребованности или невостребо- ванности, исходя из потребностей и интересов целевой груп — пы,

к) анализ характера и силы воздействия произведения на ау-

диторию и общество в целом,

л) обобщение рассуждений и исследований, подведение чи- тателя к выводу о ценности рассматриваемой работы, форму — лирование рекомендаций для ее изучения.

Для того чтобы написать рецензию, как это ни парадоксаль — но звучит, надо выбрать определенный жанр или несколько жанров. Она может быть изложена в форме интервью, репор — тажа (например, с выставки), корреспонденции, статьи, ком — ментария. «Жанр в жанре» – это отличительная черта компози- ционной структуры рецензии. Также это отличительная черта идеи (предназначения) жанра – раскрытие жанровых особен — ностей исследуемого произведения культуры или искусства с помощью жанров публицистики.

О жанре статьи опубликовано множество научной литера — туры. Нет смысла обобщать все существующие концепции, по — священные ему. Остановимся на самых существенных чертах данной публицистической формы.

Статью определяют как публицистический жанр, обобщаю-

щий явления действительности, предполагающий ясное разви-

тие строго определенной мысли. Это форма изложения резуль- татов проведенного журналистского исследования проблемы или какой-то области общественной жизни, отрасли народного хозяйства. Это анализ важных и актуальных процессов, ситуа — ций, явлений и управляющих ими закономерностей.

Предметом жанра выступают противоречия социального развития, содержащиеся в актуальных ситуациях и процессах, в вытекающих из них задачах и условиях их решения.

Существует огромное число разновидностей этого жанра. Например, передовая статья может отражать политическую ли — нию газеты, формулировать мнение редакции по важнейшим общественно важным вопросам. Теоретическая статья – отра — жает актуальные политические идеи, формирует научное ми — ровоззрение у аудитории, высокую нравственность и культуру поведения. Проблемная (постановочная) статья характеризу — ется постановкой, обсуждением, поиском решения назревших вопросов общественного развития, экономической и культур — ной жизни. Общеисследовательская статья анализирует обще — значимые, широкие проблемы, характеризуется глобальностью мышления автора. Практико-аналитическая статья – рассма — тривает конкретные проблемы, события, действия и ситуации, которые связаны с практическими задачами определенной сфе — ры деятельности. Полемическая статья – отражение дискуссий по поводу значительных проблем.

Журналистское расследование – относительно новый жанр отечественной публицистики. Его отличительная черта – это слияние предмета и метода расследования. Что пытается выяснить журналист и как он этого добивается – представлено единым цельным текстом, как в детективной истории.

Цель расследования – обвинение конкретных лиц, органи- заций, структур в каких-то отрицательных (часто противоза — конных) действиях. Но целью может быть также выявление скрытых от общественности фактов (иногда отнюдь не крими — нальных), но представляющих интерес в силу их скандально — сти или сенсационности. Журналист ищет причины возникшей конфликтной ситуации.

Предметом расследования может быть негативное явление, нуждающееся в скорейшей огласке или объяснении. Например,

резкие повышения цен на определенные товары, массовые са-

моубийства, экологические катаклизмы и т. д.

Композиция жанра обусловлена конфликтом между «жерт — вой» и «преступником», «палачом». Расследователю необхо — димо пройти (в буквальном смысле и в переносном, то есть мысленно, на уровне чувств и разума) путь «жертвы», постра — давшего, истца и путь преступника, «палача». Это позволит сделать определенные выводы, разработать систему обвине — ния виновных и защиты своей позиции в случае судебных раз — бирательств. Присутствует риск при сборе материала, поэтому необходимо уметь защищать себя от различных опасностей, в том числе юридического свойства. Еще одно правило: ни в коем случае не раскрывать свои источники информации.

Обозрение – этот жанр предназначен для панорамного изо- бражения целых областей жизни общества. Здесь «говорящи — ми», наиболее показательными фактами автор передает свою точку зрения. Обозрение рассматривает совокупности социаль — ных фактов, представляющих разные стороны современности, в их связи и взаимозависимости, в причинно-следственных и функциональных отношениях с целью панорамного изображе — ния жизни общества или отдельных ее сторон. Для того чтобы показать полную картину социальной действительности, обо — зреватель обращается к самым разным явлениям современ — ности. Здесь факты демонстрируют закономерность, автор отбирает их в определенные группы. Они подбираются таким образом, что являются частью целого. Таким образом, созда- ется осмысленная картина действительности. Идея передается через совокупность тщательно подобранных фактов, которые являются деталями общей картины.

Автор сопоставляет факты, группирует их и тем самым через сравнение и сопоставление показывает суть рассматри — ваемой проблемы. В результате этого подбора и выстраивания совокупностей рождается авторская мысль – второй важней — ший элемент обозрения. Третий элемент – это непосредствен — ный авторский комментарий, анализ, характеристики, выводы. Наряду с частными комментариями и выводами следуют об — щие, завершающие текст. Стержень, организующий все содер — жание обозрения, – это выдвинутая автором проблема.

Этот жанр универсален по предмету, по назначению, по со-

держанию и по форме. Соблюдается принцип панорамности

– передается разносторонняя и полная картина обозреваемого, демонстрируется взаимосвязь и взаимозависимость различных фактов. Как в сложной по композиции картине, в данном жан — ре может быть несколько изобразительных и смысловых «пла — нов», которые могут дополнять или «оттенять» друг друга, ав- тор может их противопоставлять или сравнивать.

Письмо – это остропублицистический жанр, выражающий личное отношение автора по поводу различных жизненных яв — лений и социальных проблем, требующее ответной реакции.

Эпистолярный жанр развился уже в древнерусской литера — туре. Яркий пример – это «Поучение» Владимира Мономаха, переписка Ивана Грозного с князем Курбским. Уже тогда он приобрел черты политической риторики.

Главные отличительные черты жанра – это присутствие эле- ментов исповеди и проповеди. В письме они приобретают пу — блицистический характер. Лично наблюдаемый или пережитый автором отрицательный социальный опыт он доносит до аудито — рии, переплавляя его в монолог, который субъективные ощуще — ния переводит в плоскость общественных проблем. Для письма характерно своеобразное «напряжение», когда личная проблема сочетается с общественной. Индивидуальные проблемы (нрав — ственного, психологического, социального или материального свойства) облекаются в публицистическую форму обращения к адресату письма. Им может быть конкретное лицо или группа лиц, социальный институт, организация. Явного адресата может и не быть, но он неявно присутствует, поскольку автор выно — сит свои рассуждения на суд общественности. Черты исповеди проявляются также в осознании автором необходимости дей- ствовать в соответствии с определенными нормами, образцами. Проповедь предполагает ознакомление и убеждение адресата в необходимости корректировки его поведения, доказательства верности конкретных идей и положений.

Сегодня письмо может содержать в себе элементы других жанров, например, репортажа, очерка, эссе, корреспонден — ции, колонки. Особая разновидность эпистолярного жанра

– это письма читателей. Они могут быть представлены «ма-

лыми» формами (письмо-отклик, письмо-пожелание, письмо- благодарность, письмо-осуждение, письмо-просьба, письмо — сигнал, письмо-замечание и т. д.) или развернутыми.

Художественно-публицистические жанры – очерк, эссе, фе- льетон, памфлет – характеризует, прежде всего, использование художественного метода отображения действительности. Для них характерно внимание к духовным ценностям, к внутреннему миру людей. Сегодня эти формы становятся непопулярными, они исче — зают со страниц газет, что продиктовано повышенным вниманием к новостной информации. Хотя наблюдается распространение об — разного письма в информационных и аналитических жанрах.

Очерк – жанр публицистики, отражающий типические яв — ления современности через историю конкретных судеб, харак — теров людей. Это ассоциативная, насыщенная обобщениями форма, образно отражающая события и явления действитель — ности, героев этих событий и явлений.

Предмет очерка определяют по-разному: конкретные явле — ния, характеры и судьбы, рассмотренные в контексте жизнен — ной философии; история характера и т. д.

Очерк – жанр, тесно соприкасающийся с литературой, но отличающейся от нее публицистическими отступлениями и строгой документальностью, конкретностью.

Портретный очерк – в центре всегда человек со своим ду- ховным миром, характером, которые раскрываются в опреде — ленных поступках, конфликтных ситуациях, биографических эпизодах, мыслях, речи, внешнем портрете героя.

Проблемный очерк – предметом отображения выступает не — кая проблемная ситуация, публицист следит за ходом ее раз — вития. Проблема выступает как преграда, которую пытаются преодолеть конкретные люди, как конфликт интересов.

Путевой очерк – фабула строится в соответствии с опреде- ленными правилами: дорожные наблюдения, встречи, события, очевидцем которых стал автор, впечатления от новых стран, местностей, открывающиеся перед путешественником соци — альные, экономические, научные проблемы.

Соединение личного отношения, социологического начала и художественного метода отображения присутствует практиче — ски во всех видах жанра.

Эссе – художественно-публицистический жанр, представляю — щий собой эмоционально окрашенное рассуждение по поводу актуальной социальной, художественной, философской пробле — мы.

Автор, исследуя проблему, по сути, ведет разговор о собствен — ном «я». Отражает особенности своего мировидения, черты соб- ственного «внутреннего» мира. Доказательства выдвигаемых тезисов также основаны на личном жизненном опыте и субъек — тивном мироощущении.

Поводом для рассказа о собственной «душе» может выступить художественная деталь, личная проблема, вызывающая интерес у аудитории, социальная, философская, религиозная или научная проблема, а также некоторые «информационные явления»: кни — ги, фильмы и т. д.

Одна из отличительных черт жанра – возможность примене — ния художественного способа «поток сознания» с целью отраже — ния личных переживаний и отношения пишущего. Излагается подчеркнуто личное мнение автора. Жанр отражает раскованное, свободное развертывание мысли, спонтанное рассуждение вслух. Могут присутствовать неожиданные переходы, смысловые кон — трасты, недосказанность в тексте.

Фельетон – сатирический жанр публицистики, полемически насыщенный, своими специфическими средствами вскрываю — щий суть отрицательного явления, факта.

Общественно вредная суть факта показана путем гиперболи- зации (преувеличения) порока или посредством преуменьшения (литоты). Вскрытие комичности ситуации, например, при помо — щи выставления порока как добродетели или наоборот, порожда — ет насмешку.

Фельетонная обработка факта – это один из методов жанра, с помощью которого происходит переворачивание, искажение си — туации с целью обличения конкретной личности или негативного явления.

Памфлет – это произведение обличительного характера, на- целенное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.

Жанровым разнообразием не исчерпывается специфика всей творческой работы журналиста. Она содержит еще редактор — скую, организаторскую, производственно-технологическую со — ставляющие.

Материал взят из: Введение в журналистику – Журавлева А. А.