КЕРАМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ГОРОДЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДОНУ

Подавляющее большинство находок на памятниках городецкой куль — туры составляет керамическая посуда. Кроме того, рогожная керамика является, по сути, единственно точным маркером данной культуры. К анализу керамического комплекса памятников городецкой культуры в ле — состепном Подонье были привлечены материалы 15 основных изученных памятников и нескольких поселений, имеющих небольшие коллекции городецкой керамики. В процессе исследования нами рассматривались следующие показатели: 1) способ обработки поверхности; 2) диаметр вен — чика; 3) форма сосуда; 4) орнаментация; 5) примеси в тесте.

Обобщив данные о керамическом комплексе, мы предлагаем следу — ющую классификацию керамики донского локального варианта горо — децкой культуры. Первый и второй уровни типичны практически для всех археологических культур. Первый уровень разделяет керамику на кухонную (95 %) и столовую (5 %) посуду. Второй – делит кухонную на горшки (82 %), банки (12 %) и крышки (1 %) (Рис. 2.16), столовую – на миски (3 %) (Рис. 2.13-15) и чашки (2 %) (Рис. 2.17-19). Далее горшки и банки в свою очередь делятся на разное число видов. При классифика — ции горшков из-за малого количества целых сосудов за основу систе — матизации нами была взята особенность профилировки венчиков.

Горшки представлены восьмью видами: I – горшки с сильно отог — нутыми S-видными венчиками и плавным переходом в тулово (12 %) (Рис. 1.1-3); II — горшки со слабо отогнутыми S-видными венчиками и плавным переходом в тулово (26 %)12 (Рис. 1.4-6); III – горшки с длин — ными очень слабо прогнутыми по всей высоте венчиками (8 %) (Рис.

1.7-9); IV – горшки с длинными слабо прогнутыми венчиками и плав — ным переходом в тулово, отличаются от предшествующих наличием выраженной максимальной точки прогиба (21 %) (Рис. 1.10-12); V – гор — шки с сильно отогнутыми S-видными венчиками и раздутым туловом (2 %) (Рис. 1.13-14); VI – горшки с короткими отогнутыми венчиками и сразу сильно расширяющимся туловом (2 %) (Рис. 15-17); VII – горш — ки с очень короткими прямыми венчиками и раздутым туловом (2 %) (Рис. 2.1-3); VIII – горшки с короткими немного прогнутыми венчи- ками и плавным переходом в тулово (6 %) (Рис. 2.4-6)13; IX – горшки с длинной и прямой шейкой и раздутым туловом (3 %) (Рис. 2.7-9).

12 По имеющимся целым формам типов I (5 сосудов) и II (6 сосудов) мож — но говорить о преобладании горшков стройных пропорций, у которых диаметр венчика меньше диаметра тулова.

13 По четырем практически целым формам этого вида можно его разде — лить на два отдела: горшки стройных пропорций и колоколовидные (широкие приземистые) сосуды.

227

Таблица № 1.

Показатель

Горшки (%)

Банки (%)

Миски (%)

Чашки (%)

Крышки (%)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

(% из типа)

рогожные

37

35

43

43

6

69

17

38

70

21

19

сетчатые

20

29

15

21

7

5

35

72

39

22

гладкостенные

43

36

42

36

87

26

100

48

28

23

30

79

59

(% из типа поверхности)

рогожные

17

24

18

21

0,3

4

2

8

4

1,4

0,3

сетчатые

16

33

10

17

0,5

0, 5

6

4

12,5

0,5

гладкостенные

19

23

16

16

3

1, 5

2

5

1

4

2

6

1

(% из типа)

пальцевые вдавления

68

63

52

41

43

60

40

6

20

насечки

15

4

2,5

2

14

10

4

18

33

рогожка

2

3

2,5

6

18

33

рогожка

2

3

2,5

6

6

вдавления по обрезу

4

2,5

9

4

24

6

11

сетка

не орнаменти рованы

15

21

38

34

43

30

100

40

41

53

82

56

100

имеют проколы

15

34

49

35

10

56

52

47

33

уплощены

2

2,5

9

4

24

27

имеют наплыв

8

4

38

8

8

29

4

Т-образные

5

10

Г-образные

2,5

1

6

(% из типа орнамента)

пальцевые вдавления

17

16

13

10

11

15

10

2

2

5

насечки

14,5

4

2

2

14

10

4

17,5

32

рогожка

10

15

13

31

31

вдавления по обрезу

7

4

15

7

40

10

18

сетка

7

4

9

18

18

сетка

7

4

9

18

42

20

не орнаменти рованы

2

3

6

5

7

5

15

6

6

8

13

9

15

имеют проколы

5

10

уплощены

3

4

13

6

35

39

228

имеют наплыв

8

4

38

8

8

29

4

Т-образные

33

8

29

4

Т-образные

33

67

Г-образные

26

11

Горшки (%)

Банки (%)

Миски (%)

Чашки (%)

Крышки (%)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Рябинки

14

30

14

14

14

14

Сырское

33

36

2,5

10

3

2,5

5

1

3

1

3

Александровка

38

40

7

2,5

2,5

2

4

4

Перехваль 2

11

42

5

28

5

9

Дубики

5

41

3

29

4

12

5

Замятино 5

7

28

36

29

5pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid black 1.0pt;border-right:solid black 1.0pt; mso-border-top-alt:solid black.5pt;mso-border-left-alt:solid black.5pt; mso-border-alt:solid black.5pt;padding:0cm 0cm 0cm 0cm;height:12.75pt’>

Замятино 5

7

28

36

29

Студеновка 3

18

21,5

7

14,5

5,5

5,5

5,5

17

5,5

Малый Липяг

22

70

14

5

3

Воргол

66

20

7

7

Каменка 4

16,5

36,5

41

6

Курино 1

4,5

13,5

9

25

4,5

8,5

4,5

25,5

4,5

Пекшево

18

2,5

20,5

6

14,5

21,5

17

Карамышево 2

36

18

37

9

Замятино 10

22

33

45

Итого по типу

11

30

14

18

2

2

2

4

1,5

9

3

3

0,5

Наиболее широко представленным типом являются горшки II типа. Кроме того, горшки II и IV типа выявлены практически на всех памятниках (на 13 из 15 поселений). Наиболее редки горшки IX типа, которые встречаются лишь на городище Пекшево14. Также единичны находки горшков V, VI, VII типов, а также миски и чашки. Совсем ред — ко встречаются крышки (лишь на двух памятниках).

14 В целом керамический комплекс городища Пекшево разительно отли — чается от керамики других поселений и включение его в общую классификацию довольно условно. Возможно, при обнаружении других таких же памятников будет необходимо расширить общую морфологическую классификацию.

229

Таким образом, рогожная поверхность наиболее характерна для горш — ков III, IV и VI типов15. Сетчатые оттиски наиболее часто встречаются на горшках VIII, IX типов и банках. Гладкостенная же керамика наиболее пре- обладает среди I, V, VII типов горшков, а также среди чашек и крышек.

Для рогожной и сетчатой посуды наиболее характерны горшки II и

IV типов, для гладкостенной — горшки I и II типов.

Для венчиков I, II, III и VI типов горшков наиболее характерна ор — наментация пальцевыми защипами, для венчиков IV типа – рогожка по обрезу, для V и VIII типа – пальцевые защипы или отсутствие орна — мента. Венчики горшков VII типа и большинство венчиков горшков IX типа, банок, мисок и чашек не орнаментированы.

Пальцевой орнамент наиболее типичен для горшков I, II и VI ти — пов, наравне с рогожкой по обрезу представлен на горшках III типа. Рогожка по обрезу характерна для горшков IV типа и банок, сетка – для горшков VIII и IX типов. Насечки преобладают на горшках V типа, мисках и чашках. Не орнаментировано большинство горшков VII типа. Проколы наиболее характерны для горшков III, VII, VIII и IX типов.

В настоящий момент коллекция целых и близких им форм сосу- дов составляет 29 предметов. Большинство — это горшки стройных пропорций с S-видным профилем, ширина тулова примерно равна ши — рине горла (17 горшков). Четко выделяется группа чашевидных призе — мистых сосудов с достаточно широким горлом (5 сосудов). Сосуды с раздутым туловом и прямой шейкой различной длины представлены 4 горшками. Единичны сосуд кубкообразной формы с широким горлом и слабопрофилированный банкообразный сосуд с узким дном.

Основными примесями в тесте служат дресва и шамот, причем нами не отмечено отличий в примесях для сосудов сетчатой, рогожной или гладкостенной керамики. Изредка встречается примесь слюды, песка, кровавика, известняка и органики.

Таким образом, наиболее характерными для донского локального варианта городецкой культуры являются горшки I и II типов, орнамен — тированные пальцевыми защипами, горшки III и IV типов, орнаменти — рованные пальцевыми защипами и рогожкой по обрезу, и банки.

Признаками более ранних форм сосудов мы считаем достаточное количество сетчатых сосудов по типу, наличие Т-образных и Г-образ — ных венчиков, уплощение венчиков, орнаментация венчиков сеткой и рогожкой, вдавления по обрезу, наличие наплыва и проколов под вен — чиком. Данное предположение является результатом сопоставления керамики донского локального варианта с керамикой других террито- 15 Преобладание же рогожных мисок связано, скорее всего, со статисти — ческой погрешностью, исходящей из того, что миски выявлены на памятниках с небольшой керамической коллекцией городецкой культуры.

230

рий распространения городецкой культуры и скифоидной керамикой. В качестве эталона раннегородецкой керамики Подонья мы рассматри- ваем материалы городища Пекшево.

Для сравнения нами были привлечены керамические коллекции неко-торых памятников Рязанского Поочья и Саратовского Поволжья (Рис. 3).

Первая характеризуется количественным преобладанием сетчатой керамики над рогожной и гладкостенной, при этом, процент последней совсем незначителен. Среди сетчатых отпечатков доминирует «бороз — дка» — около 50 %, которая делится на крупную и мелкую. Примерно одинаковым количеством экземпляров фрагменты орнаментирован — ные «веревочкой», «шпагатом» и «рябчатая». Рогожные оттиски в рав — ных долях представлены крупными упорядоченными отпечатками, мелкими упорядоченными отпечатками и мелкими беспорядочными отпечатками. Крупные беспорядочные отпечатки представлены лишь

10 %. «Рогожка» и квадратная, и прямоугольная. Кроме того, встрече-ны единичные экземпляры «рогожки» округлых форм.

Морфологически керамический комплекс памятников Рязанского Поочья состоит из банок (15 %), слабопрофилированных сосудов с пря — мой или слегка прогнутой шейкой (70 %) и сильнопрофилированных S — образных сосудов (15 %). В тесте преобладает примесь дресвы, изредка встречается шамот, песок и слюда. Следует отметить, что S-образные сосуды представлены в основном керамикой с Троице-Пеленицкого городища, которое традиционно считается поздним. Большинство венчиков баночных и слабопрофилированных сосудов имеют упло — щенный обрез, в том числе с характерным Т — или Г-образным профи — лем, и украшено «рогожкой» либо «сеткой». Большинство же венчиков сильнопрофилированных сосудов – округлые, украшены пальцевыми вдавлениями и имеют проколы под венчиком. Также нами обнаружен фрагмент рогожного сосуда с небрежно сделанной ручкой.

В керамическом комплексе поселений Саратовского Поволжья явно преобладает рогожная керамика и незначителен процент сетчатой и гладкостенной. Среди рогожных отпечатков преобладают мелкие бес — порядочные и примерно в равных частях представлены упорядочен — ные и беспорядочные крупные и мелкие упорядоченные оттиски. Как и на Рязанщине, единичными экземплярами представлена округлая рогожка и отмечены как квадратные, так и прямоугольные оттиски. Среди сетчатой керамики преобладают бороздки, значителен процент

«веревочки» и невелика доля шпагатных оттисков.

Морфологически керамический комплекс Саратовского Поволжья также подразделяется на банки (22 %), слабопрофилированные сосуды с прямой или слегка прогнутой шейкой (48 %) и сильнопрофилированные

231

S-образные сосуды (30 %). Однако следует отметить, что последние, за редким исключением, представлены гладкостенными сосудами. В тесте преобладает примесь дресвы (в основном из мелкого галечника и извес — тняка), изредка встречается песок и шамот. Большинство банок и многие слабопрофилированные сосуды имеют уплощенный срез, иногда Г — или Т-образный, и не орнаментированы. Венчики S-образных сосудов – ок — руглые и украшены пальцевыми вдавлениями либо не орнаментированы.

Таким образом, керамический комплекс донского локального ва- рианта отличается от других следующими особенностями: примерно равной представленностью рогожной, сетчатой и гладкостенной кера — мики; преобладанием мелкой беспорядочной и слабоуглубленной ро — гожки (что роднит с керамикой памятников Саратовского Поволжья); преобладанием среди сетчатой керамики оттисков типа «кора»; преоб — ладанием профилированных форм сосудов, причем как среди гладкос — тенной, так и среди рогожной и сетчатой керамики; примерно равной представленностью в тесте примеси дресвы и шамота; присутствием небольшого количества столовой посуды; более разнообразными ор — наментальными мотивами на венчиках.

Если принять за аксиому пришлый характер городецкого населения на Дону, причем из района Средней Оки, то следует признать керамику более близкую посуде рязанского Поочья более ранней и исходной для формирования своеобразия донского керамического комплекса.

Таким образом, сопоставляя встречаемость вышеописанных «ран- них» признаков у разных морфологических типов и находя им аналогии среди керамики Рязанского Поочья, к более ранним типам мы можем отнести III, IV, IX, VIII и II типы горшков и банки. Следовательно, ме — нее профилированные формы предшествуют более профилированным, правда, исключением является IX тип. Но этот последний тип объединя — ет с менее профилированными наличием высокого прямого венчика.

Отдельно следует описать характер поверхностей посуды. Городец — кая керамика на Дону весьма разнообразна в способах обработки повер- хности. Она не только подразделяется на рогожную, сетчатую и гладкос — тенную, но и каждая из этих категорий имеет свои подвиды. Рогожная керамика отличается, во-первых, размером оттисков, во-вторых, харак — тером их расположения, в-третьих, глубиной и четкостью, в-четвертых, формой. Размеры рогожных отпечатков колеблются в пределах от 2 до

10 мм. Расположение рогожных оттисков отмечено как рядами, так и беспорядочно, причем на одном фрагменте ряды могут менять свое на- правление. На Дону преобладает мелкая рогожка: беспорядочная (30 %) и рядами (26 %). Для крупной рогожки более характерно расположение рядами (17 %), беспорядочной около 13 %. Примерно столько же и затер-232

той рогожки (14 %). Однако на одном фрагменте могут встречаться как упорядоченные, так и беспорядочные оттиски, что впрочем, относится и к их размерам. Кроме того, «рогожка» может покрывать как весь сосуд, так и частично, в том числе и изнутри. Расчленяются рогожные оттиски и по степени углубленности на: глубокие, слабоуглубленные и невыра — зительные. Причем четкость не всегда зависит от глубины, в некоторых случаях глубокие оттиски накладываются один на другой и дают сма — занный отпечаток. Большинство рогожных сосудов имеют слабоуглуб — ленную и невыразительную «рогожку», в одном случае — это результат последующего заглаживания, в другом — это следствие применения со — ответствующего отпечатываемого материала. Прием затирания рогож- ных отпечатков отмечался ранее для посуды Березниковского городища третей четверти I тыс. до н. э. в Саратовском Поволжье (Миронов, 1972. С. 40). По форме «рогожка» делится на квадратную и прямоугольную, за пределами Подонья нами выделена также «рогожка» округлой формы.

Для сетчатой керамики характерно нанесение орнамента на тулово сосуда, лишь несколько венчиков покрыты сетчатыми отпечатками не- посредственно от края венчика, в основном это слабопрофилированные сосуды. По характеру отпечатков сетчатую керамику можно разделить на пять видов: крупные бороздки (33 %), мелкие бороздки (12 %), вере — вочка (41 %), «кора» (13 %), рябчатая, жгутовая и затертая (каждая менее

1 %). Вид поверхности, названный нами «кора» в некоторых случаях по внешнему облику больше всего напоминает «шпагатные» отпечатки, выделяемые В. П. Левенком и В. Г. Мироновым (Левенок, Миронов, 1976. С. 24), но не всегда. Сближает рогожную и сетчатую керамику наличие зонной орнаментации. Как и ряды рогожных ячеек, бороздки и отпечат — ки веревочек в некоторых случаях меняют свое направление.

Отдельно нужно отметить и некоторую близость сетчатого и рогож — ного способа обработки поверхности сосудов. Среди рогожной керамики присутствует несколько фрагментов, где ячейки рогожки или не имеют четких горизонтальных границ, или находят друг на друга в вертикаль — ном ряду, и таким образом очень напоминают неровные бороздки. В не — которых случаях довольно затруднительно сказать, рогожка это или же бороздки. Кроме того, есть также серия рогожных сосудов, где нечеткие (смазанные) или беспорядочные и находящие друг на друга отпечатки напоминают «кору». В одном случае поверхность рогожного венчика похожа на прочерченные горизонтальные и вертикальные линии. По- видимому, данные примеры могут свидетельствовать о деградации и сближении со временем рогожной и сетчатой керамики.

Особо следует коснуться технологии изготовления и назначения ро-гожной и сетчатой поверхностей. В отношении технологии нанесения на

233

поверхности сосудов т. н. «рогожки» имеется две основных точки зрения. Первая относит их к отпечаткам разных видов ткани и рогожки (Городцов В. А., Смирнов А. П.). Вторая считает оттисками различного вида штампов (Арзютов Н. К., Трубникова Н. В., Степанов П. Д., Миронов В. Г.).

На наш взгляд глубокие и очень четкие рогожные ячейки могут быть сделаны только твердым и четким штампом, но не как ни тка — нью. Невелика также вероятность, что беспорядочная рогожка могла быть сделана тканью. Такие отпечатки, возможно, сделаны штампом с небольшой рабочей поверхностью либо колотушкой, работа с которой допускает больше неточностей.

той рогожки (14 %). Однако на одном фрагменте могут встречаться как упорядоченные, так и беспорядочные оттиски, что впрочем, относится и к их размерам. Кроме того, «рогожка» может покрывать как весь сосуд, так и частично, в том числе и изнутри. Расчленяются рогожные оттиски и по степени углубленности на: глубокие, слабоуглубленные и невыра — зительные. Причем четкость не всегда зависит от глубины, в некоторых случаях глубокие оттиски накладываются один на другой и дают сма — занный отпечаток. Большинство рогожных сосудов имеют слабоуглуб — ленную и невыразительную «рогожку», в одном случае — это результат последующего заглаживания, в другом — это следствие применения со — ответствующего отпечатываемого материала. Прием затирания рогож- ных отпечатков отмечался ранее для посуды Березниковского городища третей четверти I тыс. до н. э. в Саратовском Поволжье (Миронов, 1972. С. 40). По форме «рогожка» делится на квадратную и прямоугольную, за пределами Подонья нами выделена также «рогожка» округлой формы.

Для сетчатой керамики характерно нанесение орнамента на тулово сосуда, лишь несколько венчиков покрыты сетчатыми отпечатками не- посредственно от края венчика, в основном это слабопрофилированные сосуды. По характеру отпечатков сетчатую керамику можно разделить на пять видов: крупные бороздки (33 %), мелкие бороздки (12 %), вере — вочка (41 %), «кора» (13 %), рябчатая, жгутовая и затертая (каждая менее

1 %). Вид поверхности, названный нами «кора» в некоторых случаях по внешнему облику больше всего напоминает «шпагатные» отпечатки, выделяемые В. П. Левенком и В. Г. Мироновым (Левенок, Миронов, 1976. С. 24), но не всегда. Сближает рогожную и сетчатую керамику наличие зонной орнаментации. Как и ряды рогожных ячеек, бороздки и отпечат — ки веревочек в некоторых случаях меняют свое направление.

Отдельно нужно отметить и некоторую близость сетчатого и рогож — ного способа обработки поверхности сосудов. Среди рогожной керамики присутствует несколько фрагментов, где ячейки рогожки или не имеют четких горизонтальных границ, или находят друг на друга в вертикаль — ном ряду, и таким образом очень напоминают неровные бороздки. В не — которых случаях довольно затруднительно сказать, рогожка это или же бороздки. Кроме того, есть также серия рогожных сосудов, где нечеткие (смазанные) или беспорядочные и находящие друг на друга отпечатки напоминают «кору». В одном случае поверхность рогожного венчика похожа на прочерченные горизонтальные и вертикальные линии. По- видимому, данные примеры могут свидетельствовать о деградации и сближении со временем рогожной и сетчатой керамики.

Особо следует коснуться технологии изготовления и назначения ро-гожной и сетчатой поверхностей. В отношении технологии нанесения на

233

поверхности сосудов т. н. «рогожки» имеется две основных точки зрения. Первая относит их к отпечаткам разных видов ткани и рогожки (Городцов В. А., Смирнов А. П.). Вторая считает оттисками различного вида штампов (Арзютов Н. К., Трубникова Н. В., Степанов П. Д., Миронов В. Г.).

На наш взгляд глубокие и очень четкие рогожные ячейки могут быть сделаны только твердым и четким штампом, но не как ни тка — нью. Невелика также вероятность, что беспорядочная рогожка могла быть сделана тканью. Такие отпечатки, возможно, сделаны штампом с небольшой рабочей поверхностью либо колотушкой, работа с которой допускает больше неточностей.

Исходя из существования рогожки с глубокими и четкими оттис- ками, но в тоже время с наползающими друг на друга гранями, можно предположить, что такие оттиски изготовлялись с помощью колотуш — ки с четко вырезанными делениями. Работа с камнем предполагает большые трудозатраты, и как мы видим, каменные изделия городец — ких племен весьма просты по формам. Изготовление каменных штам — пов для нанесения оттисков на глиняную посуду можно считать мало- вероятным. Более подходящим материалом для изготовления штампов или колотушек могла служить кость или дерево, которые достаточно легко обработать и которые всегда под рукой. В связи с тем, что дерево достаточно быстро при соприкосновении с глиной должно было терять резкость вырезанных граней, четкие глубокие отпечатки постепенно сменяются на нечеткие и менее глубокие. Такие оттиски могли также получаться в результате применения заглаживания либо применения ткани для нанесения рогожки. Для сравнения мы исследовали оттиски тканей на глиняных изделиях бронзового века (Текстиль эпохи бронзы евразийских степей, 1999). Несмотря на достаточно представительную коллекцию глиняных изделий с отпечатками тканей (около 30 фраг — ментов с отпечатками тканей с разным переплетением), лишь один экземпляр с полотняным переплетением можно соотнести с мелкими рогожными упорядоченными и неглубокими оттисками, причем при наличии слабого заглаживания (Текстиль …, 1999. С. 121. Рис. 26).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что четкие и глубокие рогожные ячейки сделаны при помощи деревянного либо костяного штампа или колотушки, а неглубокие и нечеткие оттиски получились в результате применения штампов со сработанными делениями или последующего заглаживания.

Несмотря на обширную литературу посвященные обработке повер- хности сетчатой керамики, не до конца решен вопрос о технике нанесе — ния сетки. По мнению одних исследователей сетчатая керамика изго — товлялась при помощи тонкой сетки из нитей (Городцов В. А., Смирнов

234

А. П.). По мнению других «сетка» наносилась натянутыми на дощечку ниточками или веревочками (Арзютов Н. К.). Большинство исследовате — лей связывает данную керамику с отпечатками различного вида тканей (Збруева А. В., Гурина Н. Н., Брюсов А. Я. и другие). Однако при этом при — знается, что некоторые сетчатые отпечатки результат применения штам — пов (Гурина Н. Н., Успенская А. В., Розенфельдт И. Г., Миронов В. Г.).

Сравнивая также отпечатки тканей эпохи бронзы с сетчатой повер — хностью, к видам сетчатых оттисков, сделанных при помощи ткани, можно отнести т. н. веревочные и некоторые бороздчатые поверхности. Причем процесс требовал достаточной аккуратности, так как на неко — торых сосудах веревочные или бороздчатые линии ровные и нанесены на довольно обширные участки. Остальная часть бороздчатых экземп — ляров изготовлена, по-видимому, путем вертикальных прочерчиваний предметом, напоминающим гребень. Рябчатые и шпагатные поверх- ности, возможно, изготовлялись также тканью, но нанесены небрежно и по несколько раз. «Кора», вероятно, является следствием небрежного заглаживания, как глубоких бороздок, так и глубокой рогожки.

Две точки зрения сложились и по вопросу назначения сетки и ро — гожки. Сторонники первой считают рогожную и сетчатую поверхность следствием технологического приема изготовления керамики городец — кими племенами (Городцов В. А., Степанов П. Д., Миронов В. Г). Согласно же второй рогожка и сетка являются орнаментом (Третьяков П. Н., Гури — на Н. Н., Трубникова Н. В.). Первая версия назначения рогожки и сетки в качестве технологического приема в истории своего сложения имела два направления. Первоначально В. А. Городцовым была выдвинута гипоте — за, что лепка сосудов совершалась при помощи тканевых и рогожных мешков (Городцов, 1930. С. 28). Позднее ряд исследователей выдвинул предположение, что рогожка и сетка – это результат уплотнения стенок сосудов (Степанов, 1960. С. 64 – 65, Миронов, 1974. С. 87).

На наш взгляд как рогожные, так и сетчатые оттиски возможно и являются результатом технологического приема уплотнения стенок сосудов, но и одновременно несут в себе и смысловую знаковую на — грузку. Рогожная керамика является, по сути, единственным определи — телем городецкой культуры, именно ее наличие в керамическом комп — лексе памятников позволяет связывать эти поселения с определенной группой населения, названной в археологии городецкой культурой. И, несмотря на то, что сетчатая керамика широко распространена среди лесных культур не только бронзового, но и раннего железного веков, рогожная посуда свойственна исключительно только этой группе на — селения. И если сетка и рогожка это только технологический прием, то почему рогожку использовало только население городецкой культуры?

235

По-видимому, рогожные оттиски имели и свое смысловое значение, понятное и близкое именно племенам городецкой культуры. Не отка- залось от рогожки даже зависимое от скифоидных племен городецкое население Дона, которое переняло от них и формы сосудов, и примеси в тесте, и орнаментацию венчиков.

Литература:

Левенок В. П., Миронов В. Г. К вопросу о новом районе городецкой культуры на Дону // СА. № 2. 1976.

Миронов В. Г. Посуда городецкого слоя Березниковского городища (предварительное сообщение) // Античный мир и археология. Вып. 1. Саратов, 1972.

Миронов В. Г. К вопросу об орнаментике городецкой посуды // Уче — ные записки Петрозаводского Госуниверситета. Т. XIX. Вып. 4. Петро- заводск, 1974.

Степанов П. Д. Хвалынские городища // Труды Саратовского об-ластного музея краеведения. Вып. 3. Саратов, 1960.

Текстиль эпохи бронзы евразийских степей // Труды ГИМ. Вып.

109. М., 1999.

Материал взят из: Археология восточноевропейской лесостепи. Вып. 2.Том. 1