Исторические аспекты функционирования журналистики в контексте развития культуры

История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого В. О. Ключевский

урналистика – так же, как наука, искусство, рели — гия или техника – важнейшая часть культуры, т. е. совокупности созданных человеком в ходе его де-

ятельности и специфичных для него жизненных форм (от лат. cultura – возделывание, образование, развитие, почитание).

Журналистика возникла на определенном этапе развития че- ловеческого общества в результате остро проявившейся потреб — ности – потребности в информации как условии дальнейшего прогресса. Такая потребность заявила о себе на этапе разложения феодального общества и возникновения в его недрах элементов товарно-денежных отношений. Действительно, при феодализме процветало натуральное хозяйство, при котором продукты тру — да производились не для продажи, а для удовлетворения самих производителей. В таких условиях информационный обмен поч — ти не нужен. Но как только появляется товарное производство, возникает торговля, формируется и расширяется рынок – люди начинают ощущать потребность в постоянном притоке инфор — мации: научно-технической и политической, географической и культурной, военной и метеорологической.

Спрос, как известно, рождает предложение. И в один пре- красный момент (в историческом смысле!) некие предпри — имчивые люди решают обосновать такой бизнес – собирать,

переписывать и продавать различные известия. Таким образом в Европе возникли так называемые «летучие листки». Скорее всего впервые они появились в Италии (в Венеции). Вот поче — му само слово «газета» итальянского происхождения (gazzetta). Так называлась мелкая монета, за которую можно было купить очередную сводку новостей. Таким образом, журналистика – это дитя рынка, дитя капитализма, дитя Нового времени. Но журналистам не нужно стесняться этого, ведь в одно время с возникновением журналистики наблюдался небывалый подъ — ем искусства и культуры, вошедший в историю под названием Возрождения (Ренессанса). И череда великих географических открытий – тоже из той эпохи. И мощный взлет науки и техники. Кстати, о технике… Постепенно для производства газет стали использовать печатный станок, изобретенный в Германии в XV веке. Появление средств тиражирования – важнейшая техниче — ская предпосылка появления современной прессы.

Первые сохранившиеся номера печатных газет относятся к началу XVII века (например, от 1609 года сохранились газеты в Страсбурге и Вольфенбютеле). Cамые ранние газеты изда — вались раз в год. Постепенно периодичность увеличивалась, а в 1702 году в Лондоне появилось первое ежедневное издание

«Дэйли ньюс». К этому времени существовали уже и журналы:

первым изданием журнального типа считается французский

«Журналь де Саван» («Журнал учёных», 1665 года).

Но неужели в докапиталистическую эпоху человечество не создало ничего похожего на современную прессу? Конечно, это не так. Конечно, духовные предпосылки журналистики возникли ранее. Так, ещё в Древнем Риме в 59 году до нашей эры Юлий Цезарь приказал под названием «Акта сенатус» ре — гулярно обнародовать материалы заседаний Сената. Позже там возникли и более широкие по тематике «Акта дьюрна попули романи» («Ежедневные дела римского народа»). Материалы первых римских «прагазет» публиковались на крашенных гип — сом глиняных белых досках. Наибольших же успехов достигла в античную эпоху публицистика (от лат. publicus – обществен — ный) – род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Вам, конечно, известны имена величайших ораторов древности – грека Демосфена и

римлянина Цицерона. Они стояли у истоков античной публи- цистики, а значит, и журналистики, т. к. публицистика – состав — ная часть журналистики.

В каждой стране пресса возникала тогда, когда для неё со — зревали необходимые условия, и сразу обретала свои неповто — римые национальные черты. Например, в стране классическо — го капитализма Англии она сразу проявилась как институт ком — мерциализированный и политизированный. Продемонстрируем это на конкретном историческом примере.

В эпоху английской буржуазной революции XVII века в ка- честве видного издателя выдвинулся действительно одарён — ный человек – Марчмонт Недхем. Начал он в первой половине

1640-х годов как издатель «Меркуриуса британикуса», газеты, стоявшей на стороне революционеров и наполненной крикли — выми нападками на «Меркуриус ауликус» – газету защитников короля. Однако в 1647 году Недхем получает большую субси — дию от короля и открывает столь же крикливый «Меркуриус прагматикус», теперь ополчавшийся на бывших политических союзников Недхема, которым он изменил ради денег. Однако роялисты, как известно, потерпели поражение: в 1649 году Карл I Стюарт был казнён. Вы думаете, примерно та же участь по — стигла Недхема? Ничего подобного. В 1650 году он открывает

«Меркуриус политикус», в котором заявил о своей полной под- держке республики; от новой власти он сумел получить и нема — лую сумму денег. Характерно, что, когда фортуна повернулась в другую сторону (в 1653 году в стране была установлена диктату — ра Кромвеля, сопровождавшаяся наступлением на демократиче — ские свободы, в том числе на свободу прессы), наш герой опять оказался обласканным властью: к 1656 году в Англии осталось всего две официально разрешенных газеты – «Меркуриус поли — тикус» Недхема и созданный Кромвелем в 1655 году «Паблик интеллидженсер», который редактировал… всё тот же Недхем. И только следующий крутой исторический перелом положил конец предприимчивому газетчику: в 1660 году, когда была ре — ставрирована власть Стюартов, Недхем сумел вымолить себе прощение, но получить разрешения на издание новой газеты не смог и удовольствовался скромной профессией врача. Вот такой беспринципный тип стоял у истоков английской журналистики.

В России же всё было совершенно по-другому. У нас первые журналисты-издатели не только не наживались на своем пу — блицистическом таланте – они часто вкладывали в свои изда — тельские проекты все имевшиеся у них деньги и «прогорали». Они никогда не воспринимали журналистику как бизнес (сред — ство получения прибыли) или даже как профессию (средство зарабатывания на жизнь). Они видели в ней возможность об — щественного служения. Видели в журналистском труде способ влияния на умы людей в благородном духе. Признавали высокое предназначение журналистики. Недаром А. С. Пушкин называл журналистов «людьми государственными», а Н. А. Полевой –

«колонновожатыми» человечества. Чтобы понять, почему об — лик российского журналиста на ранних этапах существования национальной прессы так решительно отличается от западно — го, нужно обратиться к первым страницам истории отечествен — ной печати, развивавшейся в абсолютно особых, отличных от западных жизненных условиях.

Материал взят из: Введение в журналистику – Журавлева А. А.