Гражданское воспитание школьников в многомерном педагогическом пространстве образовательного учреждения

аша страна сделала первые шаги в строительстве граждан-

ского общества и формировании право — вого государства. Создается система механизмов и институтов защиты прав человека. Учреждены комиссии по пра — вам человека в большинстве субъектов Российской Федерации.

В связи с этим актуализируется проблема усиления потенциала обра — зования для консолидации общества, сохранения единого социокультурно — го пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равнопра — вия национальных культур и различных конфессий, ограничения социально — го неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосозна — ния и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – об — щества с высоким уровнем жизни, граж — данско-правовой, профессиональной и бытовой культуры.

Эта идея получила свое развитие в современной системе образования, по — тому что сегодня именно образованиекак наиболее устойчивая категория и создаваемое образовательное про — странство решает познавательные, ин- формационные, коммуникативные об — щечеловеческие задачи.

В начале третьего тысячелетия одной из главных задач, стоящих перед систе — мой образования в процессе формиро — вания демократического общества, яв — ляется задача воспитания личности, ко — торая осознает свои гражданские права и свободы и уважительно относится к правам других людей. Свидетельством этому является анализ принятых между — народным сообществом за последние десятилетия Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребен — ка (1989 г.) и ряда других документов. Конвенция утверждает ряд важных со — циальных правовых принципов. Глав — ный из них – признание ребенка полно — ценной и полноправной личностью. Ре — шения важнейшей проблемы жизнедея — тельности цивилизованного общества по защите прав ребенка невозможно добиться только путем принятия право — защитных законов и создания механиз — мов обеспечения их выполнения. Для достижения значительного прорыва в этом плане необходимо устранить из сложившегося сознания взрослых не- признание ребенка самоценной лично — стью, у которой есть свои права и обя- занности.

В условиях многонационального госу — дарства, каким является Россия, особую остроту приобретает проблема воспи — тания толерантности, уважения, умения находить истину через диалог, посколь — ку подрастающему поколению предсто — ит найти ответы на поставленные за — дачи оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов, функционирования националь — ных языков и национальных культур, со — хранения национально-этнических ком — понентов духовной культуры.

Поэтому проблема воспитания граж — данина, обладающего терпимостью к другим людям, не только актуальна для всех государств – для России она имеет особую значимость. Россия многонаци — ональна, в ней проживает около 150 на — ций и национальностей, насчитывается около 60 религий и верований, и в свя — зи с этим в демократическом обществе актуализируется проблема уважения людей другой национальности, другой веры.

Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента со — временного понимания свободы, являю — щейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структу — ры творческого взаимодействия и твор — чества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях.

Преодоление кризисных процессов, устранение низкой правовой культуры, попрания прав и свобод человека, кон — фронтации в обществе требует от всех государственных и общественных ин- ститутов (в том числе и образователь — ных учреждений) активных действий по утверждению законности, утверждению прав и свобод человека, гражданина. Этот процесс «обусловливает необходи — мость существенных изменений в систе-

ме образования, которые могли бы обе — спечить: повышение профессиональной квалификации, профессиональной мо — бильности; формирование современ — ного мышления у молодого поколения, коммуникабельности и толерантности; опережающее развитие образования и др.» [2, с. 3].

Формирование установок толерант — ного сознания и поведения, веротер — пимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и проти- водействие им имеют для многонацио — нальной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся со — циальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих кон — фликтов для смены политического ре — жима, ростом сепаратизма и националь — ного экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось на Север — ном Кавказе в всплесках ксенофобии, фанатизма и фундаментализма.

Повышенные требования к системе образования в целом и к национально — региональным моделям образования в частности заключаются в необходимо — сти обеспечить соответствие целей и результатов образования современным социальным ожиданиям. Демократиче — скому обществу нужны образованные люди, отличающиеся способностью са — мостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Система образования должна готовить людей, способных не только жить в граждан — ском обществе, но и создавать такое общество.

Процесс становления гражданствен — ности, толерантности, общечеловеческо — го гуманизма – многогранный процесс, который требует от личности учителя владения высоким уровнем педагоги-

ческой культуры и профессионального мастерства, умения пользоваться и при — менять в своей педагогической деятель — ности новые педагогические техноло — гии в нестандартных образовательных ситуациях.

Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, многоязычия, поли — культурности и полиментальности насе — ления России не может не приобретать характер поликультурного образования [4, с. 227].

Среди конкретных задач поликуль — турного образования приоритетными являются следующие:

– формирование у учащихся представ — лений о многообразии культур в ми — ре и России, воспитание толерантно — го отношения к культурным различи — ям, основанного на межкультурном диалоге;

– глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего соб — ственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

– создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

– формирование и развитие нравст — венно-правового самосознания уча — щихся в условиях выбора.

В качестве аналитического материа — ла по реализации на практике принци — па регионализации как метапринципа поликультурного образования в Юж — ном федеральном округе нами рассмо — трена модель системы национально — регионального образования г. Ростова — на-Дону.

В 1990-е гг. за счет процессов мигра — ции из зон межнациональных конфлик — тов демографический состав населения численно увеличился. Наиболее жиз — неспособными оказываются те сообще — ства, в которых существует этнокуль — турное многообразие. На наш взгляд,

базовую основу культуры должны опре — делять, кроме лучших образцов обще — человеческой, общенародной культуры, традиционные национальные ценности народов России и современные их об — разцы (в том числе на уровне стереоти — пов поведения). В нашем регионе с по — лиэтническим составом населения, как и во всей России, происходит постоянное общение представителей разных нацио — нальностей, непосредственный обмен информацией между ними. Ростов-на — Дону – особенный город России, муни — ципальная палитра системы образова — ния многоаспектна: в ней представлены разные типы образовательных учреж — дений. Формирование поликультурного национально-регионального образова — тельного пространства направлено на возрождение традиционной духовно — нравственной культуры этносоциумов, которое, по нашему глубокому убежде — нию, возможно тогда, когда многона — циональная школа базируется на таких приоритетных направлениях:

– приобретение и усвоение знаний ра — стущим человеком в системе ценно — стей этносоциума, в том числе через трансляцию родного языка и культу — ры как основы формирования наци- онального самосознания;

– приобщение к национальным обы — чаям, характерному для этноса быту, стереотипам поведения, националь — ным видам одежды и т. д.;

– формирование чувства уважения к совместно проживающим и соседним народам, их языку и обычаям, культу — ры межнационального общения;

– воспитание профессиональной куль — туры нового экономического мышле — ния, адекватного мировому уровню рыночных отношений;

– способность растущей личности к интеграции через национальную культуру в мировую культуру, спо-

собность адаптироваться к условиям жизни в индустриальном обществе и требованиям мировой цивилизации. Воспитание получает статус перво-

степенного приоритета в образователь — ной деятельности, становится органич — ным компонентом образования, инте — грированным в общий процесс обуче — ния и развития. Важнейшие задачи вос — питания – формирование у школьников гражданской ответственности и право — вого самосознания, духовности и культу- ры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда – требуют взаимодействия школы с учреждения- ми дополнительного образования де — тей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального са — моопределения детей и молодежи.

Процесс «освоения подрастающим поколением этнической, общенацио — нальной и мировой культуры, форми — рования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей, отличных от их собствен — ных», составляет одну из основных ха — рактеристик поликультурного образова — ния в региональной модели образова — ния [1, с. 285].

Правовой основой школы с поли — этническим, поликультурным соста — вом учащихся является Конституция РФ, закон «Об образовании», а также нормативно-правовая база региональ- ного и муниципального уровня, регу — лирующая организационные и содер — жательные аспекты функционирования школ этого типа.

В г. Ростове-на-Дону ее дополняет па — кет целевых программ, обеспечивающий процесс стабилизации и развития обра-

зовательной системы: «Одаренные дети»,

«Образование и здоровье ребенка», «Ре — бенок в пространстве культуры», «Непре — рывное педагогическое образование» и др. Все они направлены на развитие в том числе и национально-регионального компонента образования.

Этим обусловлен нетрадиционный подход к формированию содержания образования, которое должно представ — лять богатство российской многонацио — нальной культуры, образ жизни каждого этноса Российской Федерации, их тра — диции, социальные нормы поведения, духовные ценности.

Разрабатывая современные образо — вательные программы и модифицируя учебные планы поликультурных школ, в системе регионального образования пытаются решить вопрос: возможно ли при обучении на русском языке обе — спечить приобщение нерусских детей к своему языку, этнокультурным ценно — стям, традициям? четко сформирован — ные механизмы на уровне практическо — го внедрения способствовали тому, что реализация такой стратегии образова — ния возможна.

Выступая как индивидуальный об — разовательный маршрут, образователь — ная программа в поликультурной школе реализует задачи обучения, воспитания и развития личности при оптимальном использовании образовательной сре — ды, включающей образовательное про- странство и социум. В центре внимания в такой модели образования – чело- веческая личность. Какое-либо навя — зывание ученику своего мнения будет означать нарушение его прав. через проблемное поле регионального компо — нента формируется интерес к политиче — ской жизни страны, истории и культуре своего региона, большинство учащихся приобретает навыки анализа своего по — ведения и окружающих людей с право-

вой точки зрения; у них вырабатывает — ся умение слушать других, потребность в сравнении различных точек зрения по одной проблеме; устанавливается более тесное взаимопонимание и сотрудниче — ство между учащимися.

Начиная с 1992 г. образовательные учреждения города включились в про- ектную деятельность по разработке образовательных программ с учетом национально-регионального компонен — та образования.

Новая модель учебного плана рас — сматривает школьника в качестве субъ — екта педагогического процесса, соот — ветствующего его интересам, потребно — стям и национально-психологическому укладу, при этом акцент делается на сохранении единого образовательно — го пространства региона. Федеральный компонент учебного плана обеспечи — вает равноправие культурного диалога представителям различных националь — ностей. Наличие вариативной части плана позволяет личности самоиденти — фицироваться как представителю той или иной культуры, носителю нацио — нальных традиций.

Образовательные учреждения с этнокультурным компонентом в ре — гиональной модели образования вво- дят предметы культурологического, общественно-исторического цикла, эт- нографии; обязательными для изучения являются родной язык и литература.

Отличительной особенностью по — ликультурных ОУ региона является их активность в процессе обновле — ния педагогического процесса через инновационно-экспериментальную дея — тельность.

В поликультурном образовательном пространстве национально-региональ — ной системы образования г. Ростова — на-Дону выстраивается модель системы образования и воспитания таким обра — зом, чтобы на каждой ступени школьно — го образования решались комплексно проблемы гражданственности, трудолю — бия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, толерантности, любви к Родине.

Материал взят из: Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. № 4 (14)