Глоссарий

АБСОЛЮТИЗМ (этический) (лат. absolutus — безусловный) — методологи­ ческий принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с кото­ рым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами раз­ вития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог иметь дво­ який смысл. С одной стороны, его приверженцы часто выступали против относи­ тельности и условности господствующей морали, ее беспринципности и подчи­ ненности политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы мора­ ли, которые должны соблюдаться всеми. Но с другой стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала пред­ ставление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходи­ ли иногда к моральному догматизму и ригоризму.

АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА (греч. autos — сам и nomos закон) — тип этической теории, которая обосновывает мораль исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл, противо­ стоит гетерономной этике (греч. heteros — другой), объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслажде­ ния, счастья, пользы.

АВТОРИТАРИЗМ (лат. autoritas — власть, приказание) — одна из форм дог­ матизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требо­ ваний. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авто­ ритетное лицо, от которого эти требования исходят. Наиболее характерен А. для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и обоснова­ нием морали является воля Бога.

АВТОРИТЕТ — влияние или способность лидера побуждать других к испол­

нению возложенных на них обязанностей.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА — разновидность профессиональной этики, связанная с проблемами государственного управления на всех уровнях, а также с проблемами и спyes’> положительный смысл. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие Б. синонимично по­ нятию добра (см. Добро и зло).

"БЛАТ" — см. Этика выгодных связей.

ВЕБЕР Макс (1864—1920) — немецкий социолог, философ и историк. В сво­ их исследованиях В. проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Особый интерес представляют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений. Согласно В., наиболее ярким проявле­ нием рациональности в этике является честность отношений, в особенности между кредитором и должником. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" В. обосновывал мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождени­ ем протестантскому религиозноэтическому комплексу, обеспечившему воспи­ тание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчет­ ливость.

ВЛАСТЬ — в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какоголибо средства — авторитета, права, насилия. Заслуга обосно­ вания властных полномочий, которыми должны быть наделены руководители организации, принадлежит Г. Саймону. В., по мнению Саймона: 1) определяет круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководителем и в этом смысле формальная В. допускает применение дополнительных санкций; 2) обес­ печивает профессиональную экспертизу всех принимаемых решений путем вклю­ чения в управленческую иерархию нужных и авторитетных экспертов; 3) обус­ ловливает координацию усилий всех членов организации, т. е. признание ими обязательных для них решений и общих целей. Согласно классификации Фрэнча

и Рэйвена, имеется пять основных форм В.: 1) В., основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено; 2) В., основанная на вознаграждении. Менеджер имеет В. над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом; 3) экспертная В. осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний; 4) эталонная В. (В. примера). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же; 5) законная В. основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации.

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas — воля) — субъективный принцип понима­ ния нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведения, В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и ниги­ лизма и в конечном счете ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от какихлибо обществен­ ных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руко­ водствуясь лишь собственным усмотрением. В. — крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной сво­ боды человека, самодеятельности и творчества в морали.

ВЫБОР (моральный) — акт моральной деятельности, выражающийся в со­ знательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного ва­ рианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное ре­ шение в пользу одного из них и нередко вопреки другому (см. Конфликт моральный).

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone — наслаждение) — широко применявшийся в ис­ тории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели — получению наслаждения и избежанию страдания. Эта цель рассматрива­ ется как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человеческий, человечный) — исторически из­ меняющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, счи­ тающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости — желаемой нормой отношений меж­ ду людьми.

ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЭТИКА (этика долга) — направление этики, исходящее из приоритета внутренних мотивов, а не из последствий действия, как, например, в утилитаризме. С точки зрения Д. э., действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по которой осу­ ществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали так же. Обоснование Д. э. дано в работах немецкого философа И. Канта.

ДОБРО И ЗЛО — нормативнооценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и

нравственноположительное, благо, а с другой — нравственноотрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действи­ тельности.

ДОБРОДЕТЕЛЬ — понятие нравственного сознания, являющееся обобщен­ ной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, класса, общества) и указывающее на их моральную ценность.

ДОГМАТИЗМ — антиисторический схематическиокостеневший стиль мыш­ ления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений проводится без учета конкретной реальности.

ДОЛГ — одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Категория Д. тесно связана с другими понятия­ ми, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответ­ ственность, самосознание, совесть, мотив.

ДОМОСТРОЙ — русский средневековый сборник нравоучительных, хозяй­ ственных, бытовых правил и наставлений, служивший эталоном поведения пра­ вославного человека в различных областях деятельности: управлении домом, тор­ говле, отношении к государству и т. д.

ДОСТОИНСТВО — понятие морального сознания, выражающее представле­ ние о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность лично­ сти. Д. наряду с совестью и честью является одним из способов осознания чело­ веком своей ответственности перед собой как личностью. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое Д. и осуществлять человеческое назначение.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ЭТИКА — соблюдение этических норм и правил только с определенными — "своими" — людьми. В отношении "чужих" допускается нару­ шение этических стандартов.

ИНВАЙРОМЕНТАЛИЗМ — организованное движение заинтересованных граж­

дан и государственных органов, направленное на защиту окружающей среды.

КАНТ Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначаль­ ник немецкой классической философии. В основе этического учения К. лежит сло­ жившееся под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких либо задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основным законом этики К. провозгласил формальное внутреннее повеление — категорический императив. При этом К. стремился строго отделить сознание нравственного долга от чувственной эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону. В случае конфликта между чувственной склонностью и нрав­ ственным законом К. требует безусловного подчинения нравственному долгу.

КАРТА ЭТИКИ — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирую­ щий этический кодекс (см. Кодекс этический) корпорации для каждого сотруд­ ника компании. Содержит также имя и телефон консультанта компании по эти­ ческим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus — повелительный) — тер­

мин, введенный Кантом в книге "Критика практического разума" (1788) и обо

значающий основной закон его этики. Кант указывает на три основные форму­ лировки К. и. Первая из них требует всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех, т. е. мог быть возведен в ранг универ­ сального морального закона. Вторая формулировка призывает не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других. Третья формулировка К. и. Канта строго запрещает рассматривать и использовать других людей как средство для достижения собственных (пусть самых высоких и обще­ ственно значимых) целей. Человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности. Согласно Канту, К. и. является всеоб­ щим обязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д.

КВОТЫ — форма поддержки социальных меньшинств, предусматривающая

количественные нормы найма на работу представителей социальных меньшинств.

КОДЕКС этический (лат. codex — книга) — свод нравственных норм, предпи­ сываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в К. э. В литературе обычно выделяют корпо­ ративные, профессиональные, национальные и всемирные К. э. Корпоративный К. э. обычно включает положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим ра­ ботникам, обязательства по охране окружающей среды и т. п. Существуют не­ сколько типов корпоративных К. э.: а) регулятивный документ с детально разра­ ботанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса; б) краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации; в) подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т. д.

КОМИТЕТ ПО ЭТИКЕ — временное или постоянное подразделение органи­

зации, состоящее, как правило, из руководителей высшего уровня и специали­ стов по этике и призванное вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы данной организации.

КОНСАЛТИНГ (этический) — разновидность консультирования, направлен­

ная на решение этических проблем организации внешними независимыми экс­

пертами.

КОНСЬЮМЕРИЗМ — организованное движение граждан и государственных органов, направленное на защиту прав и повышение влияния покупателей на продавцов продуктов.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — возникает, если у человека есть личная или

семейная финансовая или иная заинтересованность в какойлибо иной органи­ зации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых этим сотруд­ ником при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведомленности сотрудника относительно действий организации или ее планов на будущее.

КОНФЛИКТ (моральный) — специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противо­ речие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя ка­ койлибо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравственную ценность.

КОНФОРМИЗМ (лат. conformis — сообразный) — социальная ориентация,

складывающаяся в результате не самостоятельных решений (или полноправного

участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, при­ способительного принятия существующего порядка вещей. Конформист не выра­ батывает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а при­ спосабливается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т. е. навязываются ему явно (путем принуждения) либо неявно (внушением, через традицию или другим путем).

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в отличие от юри­ дической подразумевает определенный уровень добровольного отклика на соци­ альные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отноше­ нию к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирую­ щими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения относятся благотворительность; развитие корпораци­ ями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом) информирование заинте­ ресованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ — использование неэтичных средств и методов моти­ вации сотрудников (обман, сокрытие информации и подлинных намерений, си­ ловое давление и др.).

МЕЦЕНАТСТВО (лат. Maecenas (Maecenatis)) — римский государственный де­ ятель, прославившийся широким покровительством поэтам и художникам) — покровительство наукам и искусствам.

МОРАЛЬ (лат. moralis — нравственный; mores — нравы) — предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

НИГИЛИЗМ (моральный) (лат. nihil — ничто) — принцип, характеризую­ щий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отри­ цание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в этом отношении он близок к моральному релятивизму и в своем крайнем выражении переходит в цинизм и аморализм), непризнание любых общественных авторитетов.

НОРМУТИЛИТАРИЗМ — разновидность утилитаризма, ограничивающая сферу действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали.

НРАВСТВЕННАЯ СЛАБОСТЬ — неспособность человека совершить поступок, признаваемый им морально правильным.

ОБУЧЕНИЕ ЭТИКЕ — совокупность приемов и методов повышения этиче­

ского уровня сотрудников организации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭТИКА — один из аспектов сложной взаимосвязи бизнеса и общества. Концепция социальной ответственности бизнеса исходит из того, что менеджмент — это не только экономический институт, ори­ ентированный исключительно на получение прибыли, но и часть общества и по этой причине ответствен перед обществом. Для того чтобы не допускать этически неприемлемого поведения руководителей, в практике менеджмента используются в настоящее время среди прочих следующие критерии подбора управленческих кадров: 1) принимать на работу следует только "правильных" людей. Брать людей с запятнанной биографией — это всегда крупный этический риск; 2) разрабаты­ вать и доводить до сведения сотрудников нормы ответственного поведения и меньше времени уделять формальным правилам; 3) менеджеры не должны стоять в сторо­ не от ежедневной жизни своей организации, не контактируя с сотрудниками,

конкурентами и другими группами, входящими в сферу их интересов; 4) менед­ жеры должны выступать в качестве ролевых моделей, предписывать и демонстри­ ровать свои представления о том, как надо работать.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ — общепринятые взгляды, составляющие значительную часть системы понятий данной группы, однако не оказывающие заметного воздействия на групповые ценности и действия. Имеет влияние на нравственные ценности или поведение.

ОЦЕНКА (моральная) — одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавли­ вает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.

ПОВЕДЕНИЕ (моральное) — совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный пе­ риод в постоянных или изменяющихся условиях.

ПОСТУПОК — элемент нравственной деятельности; действие, рассматрива­ емое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — закрепленные в законодательных актах и обще­

ственном мнении нормы отношений бизнеса и потребителей.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma — действие, практика) — направление в фило­ софии морали, распространенное в США с начала XX в. вплоть до 60х годов. Основу этического учения П. заложил У. Джемс, сформулировавший два его ис­ ходных принципа: добро есть то, что отвечает какойлибо потребности; каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно но­ вого решения. По существу прагматисты отрицают возможность теоретического рассмотрения практических жизненных проблем. На словах прагматисты прида­ ют большое значение разуму в решении вопросов морали. Но с их точки зрения, с помощью разума может решаться лишь вопрос о выборе средств, методов достижения поставленных целей. Сами же цели не могут якобы обосновываться разумом, вообще вопрос о них выходит за границы этики и нравственности.

ПРИНЦИПЫ (моральные) (лат. principium — основание) — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершить, а понятие "моральные качества" характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то П. в общей форме раскрывают содержа­ ние той или иной нравственности; выражают выработанные в моральном созна­ нии общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его на­ значения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

ПРОБЛЕМА "МНОГИХ РУК" — проблема определения личной ответствен­ ности в ситуации, когда в процессе принятия решения принимало участие мно­ жество людей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА (мораль) — подразумеваемый или конкрет­ но определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.

ПУРИТАНСТВО (англ. puritan, от позднелат. puritas — чистота) — стиль жизни и деятельности личности, проистекающий из неукоснительного следования

системе взглядов, элементами которой являются аскетизм, фетишизация строго­ сти нравов, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака. В историчес­ ком плане этот термин ведет свое происхождение от названия религиознополи­ тического, радикальнореформационного движения в Англии XVI—XVII вв., известного как пуританизм. Для пуританской этики характерна проповедь нако­ пительства, бережливости, крайнего ограничения потребностей, фанатическое отрицание роскоши и расточительства, пышных церемоний и празднеств, абсо­ лютизированная строгость моральных и нравственных норм, мелочная регла­ ментация жизнедеятельности индивида.

РАЦИОНАЛИЗМ (этический) (лат. rationalis — разумный) — методологичес­ кий принцип, лежащий в основе многих теорий морали. Как и в философии, Р. в этике выражается в попытках создать всеобщую дедуктивную систему нравствен­ ности, построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представле­ ний, найти универсальный моральный принцип, из которого можно было бы логически вывести все конкретные требования нравственности применительно к различным ситуациям.

РЕЛЯТИВИЗМ (этический) (лат. relativus — относительный) — методологи­ ческий принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе мно­ гочисленных западных этических теорий; выражается в том, что моральным по­ нятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, опреде­ ленным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограниченны в своем значении условиями места и времени. В этическом Р. часто выражалось стремление определенных социальных групп подорвать или ниспро­ вергнуть господствующие формы нравственности, которым придавался абсолют­ ный и догматический смысл (см. Абсолютизм).

РИГОРИЗМ (лат. rigor — строгость) — разновидность формализма в морали; моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нрав­ ственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определен­ ных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в бе­ зусловном повиновению долгу даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. Р. часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастает в моральное ханжество и фарисейство.

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВА — представляют собой неспровоцирован­ ные сексуальные притязания, попытки добиться благосклонности и другие сло­ весные и физические действия сексуального характера, обращенные на работни­ ка, которые оказывают влияние на его (ее) деятельность и дальнейшую карьеру. Исследования показывают, что чаще всего С. д. направлены от начальника к под­ чиненному.

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий) —

1) моральный — воззрение на человека и общество, так или иначе принижаю­

щее их моральные возможности, отрицающее их нравственную дееспособность;

2) этический — воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.

СЛУЖЕБНОЕ РАЗОБЛАЧЕНИЕ — информирование сотрудником организа­

ции вышестоящих органов об имеющихся в организации нарушениях.

СОВЕСТЬ — категория этики, характеризующая способность личности осу­ ществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить само­ оценку совершенных поступков.

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВИЗИИ — один из способов повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников организации. С. р. су­ ществуют для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники С. р. полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Вместе с тем практика показывает, что проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены в полной мере.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЦЕЛИ — постановка целей организа­ ции как исходный момент в рассуждениях о социальной ответственности бизне­ са. В конечном счете цели суть факторы, которые позволяют нам непосредствен­ но понять ценности и приоритеты, стоящие перед организацией. К числу важнейших целей организации относятся задачи юридического, технического, персонального и социального характера, но в первую очередь получение прибы­ ли. Руководители, стремящиеся создать эффективно действующую организацию, должны иметь в виду все эти цели, а не только получение прибыли, так как, игнорируя вторичные, но не менее важные цели, нельзя достичь и первичной цели — прибыльности.

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ — к наи­ более распространенным относятся: составление этических кодексов (нормати­ вов), разработка карт этики, создание этических комитетов, обучение этично­ му поведению, социальные ревизии, этическое консультирование, проведение этических экспертиз.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — понятие морального сознания, характеризующее та­ кое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.

"СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК" — ограничение продвижения по службе жен­

щин выше определенного уровня. "СТУКАЧЕСТВО" см. Служебное разоблачение.

ТАКТ — хороший вкус в поведении и в манере держать себя.

ТРЕБОВАНИЕ (моральное) — простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. В этих отношениях чело­ век подчиняется различным формам долженствования, которые находят отраже­ ние в соответствующих формах морального сознания.

УПРАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИЯ — общепринятые взгляды, составляющие значительную часть системы понятий данной группы и оказывающие существенное воздействие на групповые ценности и поведение индивидов.

УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ — показатель ориентации человека на способ обоснования своих этических ценностей (боязнь наказания, выгода, авторитет, чувство долга по отношению к властям, ориентация на закон или на всеобщие принципы).

УТИЛИТАРИЗМ (лат. utilitas — польза) — 1) этическая теория, отразившая интересы и умонастроения британской либеральной буржуазии эпохи расцвета капитализма в Англии XIX в., продолжавшая традицию гедонизма и эвдемонизма

в этике. В основе этики У. лежит выдвинутый Бентамом принцип полезности, провозглашавший единственной целью моральной деятельности достижение наи­ большего количества счастья для наибольшего числа людей, что должно нейтра­ лизовать противоположность классовых интересов и последствий капиталисти­ ческой конкуренции: 2) принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому рас­ чету. У. равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, пре­ уменьшению роли духовных интересов человека.

УТИЛИТАРНАЯ ЭТИКА — направление этики, определяющее моральность поступка исходя из последствий совершенного поступка. Какоелибо действие счи­ тается правомерным с точки зрения У. э. в том, и только в том случае, если сум­ марный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эф­ фект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого.

ФИЛАНТРОПИЯ (греч. philanthropia — человеколюбие) — благотворитель­ ность как историческая форма проявления гуманизма; совокупность моральных представлений я действий, направленных на оказание помощи социально неза­ щищенным лицам и слоям общества, находящимся в бедственном положении.

ФОРМАЛИЗМ (моральный) — разновидность морального догматизма, про­ являющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в таком выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действи­ тельного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивиро­ вать ее с точки зрения потребностей общества и человека.

ЦЕННОСТИ (моральные) — одна из форм проявления моральных отноше­ ний общества. Под Ц. понимается, вопервых, общественное значение, достоин­ ство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные ха­ рактеристики общественных институтов; вовторых, представления, относящиеся к области морального сознания, — моральные нормы, принципы, идеалы.

ЦИНИЗМ — моральное качество, характеризующее презрительное отноше­ ние к культуре общества, к его духовным и в особенности нравственным ценно­ стям. Термин Ц. обязан своим происхождением древнегреческой философской школе киников (основана Антисфеном в IV до н. э.; при переводе на латинский слово стало звучать как циники), которые проповедовали презрение к общепри­ нятым нормам поведения, полную независимость человека от общества, возврат к "естественному" состоянию. Впоследствии Ц. стали называть слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические до­ стижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Ц. в по­ ведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными, в том числе и аморальными, средствами, а также для тех, кто, разочаровавшись в какихлибо идеалах, пришел к моральному банкротству и идейной опустошенности.

ЧЕСТЬ — понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, Ч. рас­ крывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudaimonia — счастье) — часто применявшийся в ис­ тории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Э. во многом подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения). Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным прин­ ципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение которого объяв­ ляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методоло­ гического принципа этической теории представляет собой разновидность рацио­ нализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности.

ЭГОИЗМ (лат. ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, харак­ теризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим лю­ дям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собствен­ ным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.

ЭТИКА БИЗНЕСА — научная дисциплина, представляющая собой синтез те­ ории этики и традиционного обучения ведению дел, таких, как организацион­ ное поведение, экономика, стратегическое планирование, финансы, учет, мар­ кетинг.

ЭТИКА ВЫГОДНЫХ СВЯЗЕЙ — решение деловых и личных проблем в нару­ шение существующего юридического, экономического и морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегирован­ ный доступ к товарам или услугам.

ЭТИКА НЕЙТРАЛИТЕТА — этическая концепция, согласно которой адми­ нистраторы (управленцы) обязаны выполнять распоряжения своего начальства, проводить в жизнь политику организации и не могут выносить самостоятельных, независимых моральных суждений.

ЭТИКА СТРУКТУРЫ — этическая концепция, согласно которой моральная ответственность администраторов (должностных лиц) распространяется только на действия, входящие в их профессиональную компетенцию, и не распростра­ няется на действия организации в целом.

ЭТИКЕТ (фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил, касаю­ щихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и др.). Э. — составная часть внешней культуры общества.

EBEN {European Business Ethics Net) — Европейская сеть этики бизнеса, вхо­

дящая в Интернет.

ISBEE (International Society for Business Ethics and Economics) — Международ­ ное общество этики бизнеса и экономики. Проводит международные конферен­ ции по вопросам этики бизнеса, экологии, международного развития и т. п. Пос­ ледний из них состоялся в июле 2000 г. в г. СанПаулу (Бразилия).

Материал взят из: Этика бизнеса – Петрунин Ю. Ю.