ГАЗЕТНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА ФЕДОРА СОЛОГУБА (1904–1905)

Цель статьи – ввести в научный обиход газетные публицистические выступления Ф. Сологуба 1904–1905-х годов. Публикуемые заметки за — трагивают круг тем, актуальный и для художественного творчества писате — ля: русско-японская война, первая русская революция, педагогика, нацио — нальный вопрос, проблемы литературы и культуры. Соотнесение публи — цистических и художественных текстов Ф. Сологуба дают возможность адекватно представить позицию писателя в указанный период, осветить процесс его идейного и творческого самоопределения.

Ключевые слова: Ф. Сологуб, газеты, публицистика, русско-японская война, педагогика, художественная проза.

В эпохе русского модернизма творчество Федора Со — логуба занимает одно из центральных мест. Признанный своими современниками и намеренно забытый в послереволюционные годы, писатель принимал активное участие в литературном процес — се рубежа веков, его фигура стояла у истоков русского символизма и неразрывно связана с судьбой этого литературного направления. Начинал он в поэзии еще в «глухие» восьмидесятые годы XIX в. в русле посленекрасовской демократической традиции, а закончил в двадцатые прошлого столетия, застав время формирования со- ветской литературы и став, таким образом, одним из свидетелей переломного этапа отечественной истории. Для того чтобы дать це — лостную оценку обширного наследия Сологуба, необходимо озна- комиться не только с его художественными произведениями. Под — линный интерес для истории литературы, наравне с эпистолярными и мемуарными источниками, представляет публицистика, которая, как правило, комментирует и освещает актуальные проблемы и яв-

ления текущей общественной жизни. Детальное изучение публици — стики писателей и критиков помогает осветить процесс их идейного и творческого самоопределения.

В 1900-е годы Ф. Сологуб часто печатал небольшие публици- стические статьи в петербургских газетах1. Дебют писателя в этом жанре состоялся еще в 1886 г. в журнале «Русский начальный учи — тель» с педагогической статьи «О городских училищах»2. И только с запретом на свободное слово в первые годы советской власти за — кончились его выступления в периодических изданиях.

Сологуб появлялся в изданиях самых различных направлений. Его статьи печатали «Новости», «Биржевые ведомости», «Новые ведомости», «Наша жизнь», «Новости дня», «Сын отечества», «Пе — троградский голос». Период наиболее активных газетных публи — каций приходится на время 1904–1905 гг., ознаменованное тесным сотрудничеством Сологуба с газетой «Новости», в течение которого было опубликовано около семидесяти статей, и еще десятки оста — лись неопубликованными (сам писатель называл свои статьи за- метками или маленькими фельетонами). Кроме статьи «Почетные попечители», почти все они были подписаны литературным именем писателя.

Эти статьи, вскользь упоминавшиеся в некоторых работах по истории русского модернизма, а также в словарных биобиблиогра — фических статьях о Сологубе3, ранее исследователями подробно не

изучались: корпус их текстов не выявлен полностью и не републико — вался. Современная исследовательница эпохи русского модерниз-

ма Н. Ю. Грякалова в своей работе «Человек модерна» замечает, что

«…анализ корпуса педагогических статей Сологуба, пока еще не освоенных историками литературы, мог бы представить несомнен — ный интерес в понимании направленности социально-критической мысли писателя и парадоксальном соотнесении с нею избранных им литературных стратегий»4.

Обращение многих общественных деятелей этого времени к

жанру миниатюрной газетной заметки не было случайным. Корот — кая газетная заметка давала возможность кратко высказать свое мнение по тому или иному актуальному, волновавшему общество вопросу обширной аудитории. Газета, являясь поставщиком сведе — ний, фактов, информации, с повышением всеобщей грамотности в Российской империи, к началу XX столетия постепенно становится общественным органом, рассчитанным на самые широкие круги чи — тателей, она играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения общественного мнения, формирующегося вокруг острых проблем жизни.

148

Газетная публицистика Федора Сологуба (1904–1905)

«Резкая поляризация взглядов и политических симпатий, харак- терная для первых лет XX в., предшествовавших Первой русской революции, ярко отражалась в журналистике»5. И последняя тен- денция не прошла мимо Сологуба6. Круг тем, которых касался пи — сатель в своей публицистике, был сформирован как его служебной деятельностью7, так и наиболее насущными проблемами времени: школа8, дети9, русско-японская война10, международное положение, национальный вопрос11, революционные события (им обсуждались также на страницах «Новостей» проблемы цензуры12 и обществен — ного самосознания, природа законности и правовых отношений13). Самые радикальные статьи, содержавшие резкие требования, кри — тиковавшие власть и косные российские порядки, так и не попали в печать. Почти все они приходятся на 1905 г.

Уже первая статья за 1904 год, напечатанная в «Новостях»

№ 167 за 19 июня под названием «Робкие таланты», посвящена теме единения и консолидации российского общества в военное время; для убедительности своей гражданской позиции Сологуб приводит в пример имена Верещагина и Пушкина. Он констатирует, что даже самые талантливые художники не могут находиться в стороне от злободневных событий своего времени, и считает позорным любое уклонение людей творческих профессий от службы в действующей армии.

Война в восприятии Сологуба выступает как прелюдия для дальнейших взаимоотношений России, представляющей западный менталитет, и Японии, восточной державы. До начала 1905 г. он открыто выступает за победу и колониальную предприимчивость Российского государства, обосновав тем самым официальную по- литику российского самодержавия на Дальнем Востоке. Призывы к победе звучат в статьях «Международное право», «Харакири» и многих других. Однако к концу 1904 г., убедившись в невозможно — сти победить, Сологуб ратует за перемирие: продолжение военных действий вело лишь к умножению жертв. Переходной в эволюции взглядов Сологуба на военную кампанию (1904–1905 гг.) является статья «Колония на Суматре», написанная им 21 ноября 1904 г., ко — торая не была опубликована на страницах «Новостей» и осталась лежать в архиве писателя. Сологуб здесь выступает за дальнейшие мирные приобретения Российской империи в Тихом океане, ибо, по его мнению, «…деятельная колониальная политика способствует подъему внутри страны»14. Он называет военные действия «мань-

чжурской авантюрой» и предлагает купить у Голландии часть ко-

лоний в Зондском архипелаге: «…Если вспомнить, что эмиграция из России с годами не уменьшается, если посмотреть, какое превос — ходное для целей русской дальневосточной политики положение за-

149

Д. В. Верташов

нимает хотя бы остров Суматра, то хочется сказать, что лучшего приобретения Россия не могла бы сделать»15.

В этой же статье проявляется новое отношение автора к русско — японской войне, вызванное происходящими событиями: «…Если успех предстает сомнительным, то гораздо достойнее великого го — сударства поскорее прикончить неудачное предприятие. Не дипло — матии же умирают на полях сражений, а те же самые “плательщи — ки налогов”»16. Стоит обратить внимание на логику размышлений

автора: государство, затеявшее кровавую войну, не рассчитав своих

реальных возможностей и сил, втянуло в нее народ. Оно не толь — ко действует не в интересах народа, но и скрывает свои мотивы и побуждения от последнего, в связи с этим Сологуб поднимает про — блему участия представительных органов власти в решении задач внешней политики в заметке, написанной 8 марта 1905 г., «Лукав — ство сравнений»: «…международные отношения становятся много яснее от свободного обсуждения государственных дел»17.

Не совсем обычно для публицистики Сологуба тема войны рас-

крыта в заметке «Бесенята войны», которая была написана летом

1904 г., но попала в печать в газету «Новости дня» только 22 марта

1915 г. В этой статье автор указывает на огромный разрушительный потенциал, заложенный в технических достижениях военной про — мышленности, и предостерегает своих читателей от чрезмерного преклонения перед техникой, в результате которого человек может превратиться в раба машин, им же созданных18. Эта вполне созвуч-

ная и нашему времени тема – взбунтовавшихся против человека ма-

шин – встречается не только в творчестве Сологуба, впоследствии ее можно увидеть и у В. Брюсова в неопубликованных при жизни прозаических отрывках «Восстание машин» (1908) и «Мятеж ма — шин» (1915). В них «…изображается отрицательный результат успе — хов технического прогресса и достижений цивилизации»19.

Почти во всех статьях рубежа 1904–1905 гг. витает мысль о не-

обходимости создания в России представительного органа власти:

«Утвердить свои права гражданин может только в свободном дого — воре. А этот государственный договор может выработать и устано — вить только учредительное собрание»20 – написано в черновом вари — анте статьи «Воскресение живых». Выступая в либеральном органе печати, таком как газета «Новости», которая отстаивала интересы

крупных промышленников, добивалась более широких возможно — стей для развития «частной предпринимательской инициативы», высказывалась за необходимость буржуазно-конституционного переустройства России, Сологуб писал о необходимости реформ и созыве парламента, полемизируя тем самым с консервативным на- правлением журналистики. Осуждая политику недоверия государ-

150

Газетная публицистика Федора Сологуба (1904–1905)

ства к обществу, он негодовал по поводу ограничения гражданских прав и свобод народа и одобрительно относился к усилиям интел- лигенции по просвещению народа, устройству общественных орга — низаций.

Как было замечено Я. С. Марковичем, «…в публицистике писа — теля вопросы просвещения так же тесно связаны с вопросами по — литическими, идеологическими и социальными»21. В представлен — ной ниже статье «Довольно жвачки»22 Сологуб ставит проблему

народного образования на общегосударственный уровень. Средств, которые выделяются из государственного бюджета на школы, не — достаточно, поэтому необходимо формирование представительного органа власти, состоящего из плательщиков податей и налогов для обсуждения расходов на народное образование.

Центральное место в тематическом комплексе статей за 1904 г. занимают вопросы образования и воспитания23 (преобладающую роль в жизни Сологуба играла литературная и педагогическая дея-

тельность). Его профессиональный интерес к психологии и педа — гогике и личный опыт учителя давал возможность высказаться с особым пристрастием на колонках «Новостей» по наиболее набо — левшему вопросу. «Консерватизм современной Сологубу школы, царящий в ней “дух несвободы” (сословной, материальной, лич — ностной), “принуждение к повиновению” как инструмент власти школы и семьи, доминирование “воспитания” над “образованием”, отсутствие физической культуры (гимнастики) и, как следствие, за — крепощенность тела и личности в целом – вот тот спектр проблем, которые становятся предметом дискурсивно “трезвого” публици — стического высказывания и свидетельствуют о внимании писателя к существующим диспозитивам власти»24. Так, в одной из статей25

сравниваются два образовательных подхода – американский и рус-

ский; в одном случае, как считает Сологуб, превалирует обучение, в другом – воспитание.

Как было уже замечено, немало статей, написанных в сотрудни- честве с «Новостями», посвящены миру детей. Особенно волновала писателя практика экзекуции. В сологубовской ранней малой прозе (рассказы 1890 – начала 1900-х годов) детская тема с так называемы- ми «нетипичными» сюжетами повторяется неустанно как лейтмо — тив26. В публицистике она получает резкий социальный характер.

Так, в заметке «Из окна» совершенно отсутствует метафизический

подтекст, свойственный ранней прозе писателя, и тема связи дет — ских самоубийств с практикой телесных наказаний раскрыта как острая этическая проблема и социальное явление.

Существует множество перекличек между публицистикой и ху — дожественным творчеством Сологуба. В этот период помимо того,

151

Д. В. Верташов

что он активно выступает в прессе, вышли в печать его сборники рассказов «Жало смерти» (1904) и «Книга сказок» (1904), пятая книга стихов «Родине» (1906) и «Политические сказочки» (1906). Некоторые газетные статьи являлись творческой лабораторией для литературных произведений даже наиболее позднего перио — да, таких как роман «Творимая легенда»27. Так, например, заметка

«Из окна» имеет множество совпадений, тематических и лексиче-

ских, с рассказом «Утешение» из сборника Сологуба «Жало смер — ти». Или история Сергея Афанасьевича Малицына из романа «За- клинательница змей», который «…из Москвы приехал… Учителем был, начальству неугоден оказался, – история довольно обыкно — венная в нашем славном государстве»28, очень похожа на историю,

представленную в статье «Довольно жвачки» – о положении дере-

венских вольных школ.

Следует подчеркнуть, что с расширением цензурных рамок рус- ской периодической печати общественная публицистика все более стала отвечать вкусам представителей оппозиционно настроенной интеллигенции, что, несомненно, отразилось и в статьях Сологуба

1905 г. Не изменяя тематическому комплексу издававшей его га — зеты, Сологуб почти не ставил перед собой информационных или идеологических задач, развивая свою мысль как частное лицо, как правило, в контексте гражданской или, как в статьях 1904 г., педаго — гической полемики.

Публицистика Федора Сологуба (1904–1905 гг.) соответствова- ла леволиберальному направлению печати, к которому относилась газета «Новости». Вплоть до 1904 г. отклики на те или иные собы — тия общественной и политической жизни в его творчестве, по своей сути онтологическом, действительно были более чем эпизодиче — скими. Однако под влиянием политических катаклизмов Сологуб выступает в печати за немедленные реформы в области идеологии, внешней и внутренней политики, армии и школы, гражданских за — конов.

Далее будут представлены в хронологическом порядке пять ста — тей из большого комплекса публицистических газетных выступле — ний Сологуба. Почти все они были опубликованы в «Новостях», и только последняя заметка занимает особое место: написанная в

1904 г. в связи с участием России в войне против Японии, она была опубликована намного позднее, только в марте 1915 г. в газете «Но — вости дня», и пришлась как нельзя кстати к событиям Первой ми — ровой войны.

152

Материал взят из: Научный журнал Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика» № 7(69)/11