ЭТИКА БИЗНЕСА: ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА

Этические проблемы деловой жизни

Американская исследовательница Лора Нэш в 1990 г. выпустила книгу с характерным названием "Долой благие намерения", в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса не являются достаточным фактором для разреше­ ния сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте. Хотя некоторые прекрасные и выдающиеся деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в своей частной жизни, Нэш указывает на то, что динамика деловой жизни предписывает им иметь дополни­ тельные крепкие моральные принципы помимо их собственного мо­ рального кодекса.

"Если человек является владельцем компании, которая не произ­ водит никакой продукции, не нанимает никаких работников и не про­ изводит никаких отходов, то даже в этом случае такой человек не дол­ жен забывать об основных моральных стандартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, ко­ торые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситу­ ациях руководитель не властен изменить чтолибо: он вынужден при­ нимать решения, в результате выполнения которых неизбежно постра­ дают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих pan>выполнения той или иной работы;

невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмос­

фере постоянных неэтичных поступков;

малое внимание семье или личным делам изза обилия работы; производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;

невозвращение какихлибо вещей или ценностей, взятых на ра­ бочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации; сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;

преувеличенное внимание к перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела;

перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев; обман работников с целью получения выгоды для компании; создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность;

затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации;

оказание негативного влияния на общественнополитический про­

цесс путем внесения изменений в законодательство за взятки.

Нэш обращает внимание на то, что руководители и работники, которые сталкиваются с подобными проблемами, не могут для их раз­ решения следовать только тому, что они "узнали о морали в своих семьях, у учителей, в церквах или синагогах". "Путь в ад устлан благи­ ми намерениями", и часто наиболее безнравственные решения при

нимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершают­ ся людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения, отмечает Л. Нэш.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях: (1) создание материаль­ ных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как из­ начально важный процесс ; (2) прибыль и другие доходы рас­ сматриваются как результат достижения различных общественно зна­ чимых целей; (3) приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отноше­ ний, а не производству продукции.

Становление этики бизнеса как научной дисциплины

Этика бизнеса является одной из разновидностей профессиональ­ ной этики. Одни исследователи и практики считают, что это понятие определяет поведение и практическую деятельность профессионалов бизнеса, для других это совокупность моральных стандартов, о кото­ рых многие говорят, но мало кто придерживается. Но есть и те, кто вообще отрицает само существование этики бизнеса.

При изучении данного курса мы будем понимать этику бизнеса как применение этических принципов к деловым ситуациям. При таком подходе курс этики бизнеса представляет собой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких, как организационное по­ ведение, экономика, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг. Возможно, определение, предложенное Л. Нэш в упомяну­ той книге, наиболее точно раскрывает содержание понятия "этика бизнеса".

Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не явля­ ется простым набором определенных моральных стандартов, а представ­ ляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.

Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70е годы XX в. в США (однако особое внимание этичному поведению в бизнесе нача­ ло уделяться в 60е годы, во время различных социальных потрясений). Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения "этичес­ кого сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. Некоторые специалисты указывали на необходимость повышения "ответственности корпораций перед обществом". Другие обращали особое внимание на участившиеся случаи коррупции среди

Становление этики бизнеса как научной дисциплины 59

как правительственной бюрократии, так и ответственных лиц различных корпораций. Знаменитый Уотергейтский скандал, в который были вов­ лечены виднейшие представители администрации президента Никсо­ на, включая самого президента, значительно подорвал доверие многих американцев к своим правительственным институтам.

Множество людей связывает этот процесс с упадком значения ре­ лигиозных ценностей и традиционной морали в Соединенных Штатах. Американские исследователи указывают на устойчивое падение резуль­ тативности, энергии и гордости за всю работу у работающих. Это явле­ ние иногда связывают с упадком и даже исчезновением "протестант­ ской этики труда". Развенчание этих традиционных трудовых ценнос­ тей часто приводится как объяснение падения производительности труда в американской промышленности. Противовесом этим процессам и ре­ шением различных ценностноориентированных проблем является, по мнению многих исследователей, смещение позиции моральных ценно­ стей и ответственности перед обществом в сфере бизнеса.

К началу 80х годов такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включили ее в свои учебные программы. Несмотря на все это, пока еще очень трудно определить границы данной области знаний. Это проис­ ходит в значительной степени изза отсутствия общей методологии в этой области, а также широко распространенного скептицизма и убеж­ денности в том, что большинство деловых людей проигнорируют лю­ бые этические нормы, если они будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в биз­ несе.

Хотя скептицизм по поводу самой возможности существования этики в бизнесе был распространен довольно долго (а в нашей стране широ­ ко распространен и до сих пор), профессионалы бизнеса и широкие слои общественности всегда разделяли глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в бизнесе приведет к по­ лучению всеобщей выгоды. Каждый раз, когда в США происходил бо­ лее или менее крупный скандал в правительственных или деловых кру­ гах, достоянием широкой публики становились многочисленные речи и передовые статьи в печати, призывающие к более высоким этичес­ ким стандартам в поведении при выполнении профессиональных обязан­ ностей и в бизнесе, и среди государственных служащих1. При этом име

1 Отчасти это повторилось и в российских условиях: каждое новое заказное убийство или факты коррупции, недоброкачественной рекламы или обмана покупателей вызыва­ ли большую волну публикаций в прессе, в том числе касающихся необходимости укреп­ ления нравственного здоровья коммерческих и правительственных организаций.

лись в виду личные этические обязанности помимо простого подчине­ ния закону, хотя при определении сущности этих обязанностей и воз­ никали различия во мнениях.

Причины повышения внимания к этике бизнеса

Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в свете исторических изменений в организации современно­ го бизнеса: (1) роста уровня корпоративности в настоящее время и (2) информационной революции.

Потребность введения современных производственных технологий часто равнозначна необходимости значительных экономических ново­ введений в работе крупных корпораций. Эта так называемая экономика в масштабе корпорации создает мощные экономические стимулы для роста корпораций по горизонтали и вертикали. На самом деле такой рост корпораций становится важной отличительной чертой во второй половине XX в. Фактически большинство стран мира в настоящее вре­ мя имеют более низкий валовой внутренний продукт (ВВП), чем еже­ годные доходы любой из крупных корпораций. Так, уже в конце 80х годов валовые ежегодные доходы Exxon Corporation превосходили ВВП Республики Корея или Индонезии; валовые ежегодные доходы Royal Dutch Shell находятся сегодня на более высоком уровне, чем ВВП Бель­ гии, Чехии или Аргентины; валовые ежегодные доходы General Motors

— на более высоком уровне, чем ВВП Нигерии, Южной Африки или Австрии; валовые ежегодные доходы Mobil — на более высоком уров­ не, чем ВВП Дании и Финляндии; валовые ежегодные доходы Ford Motor Company — на более высоком уровне, чем ВВП Таиланда; вало­ вые ежегодные доходы IBM и Du Pont — на более высоком уровне, чем ВВП Колумбии и Греции; валовые ежегодные доходы General Electric — на более высоком уровне, чем ВВП Новой Зеландии и Кувейта и т. д.

Одним из недостатков невероятного роста современных корпораций является неизбежный рост бюрократических организационных струк­ тур внутри их. При этом возникает все более яркая тенденция, типич­ ная для бюрократических структур, ответственных за принятие реше­ ний, которая заключается в беспрекословном подчинении лицу, стоящему выше на иерархической лестнице. Эта тенденция приводит к тому, что самым серьезным образом подавляется личная инициатива. А это ставит и массу этических проблем для лиц, ответственных за при­ нятие решений внутри таких организационных структур, что также приводит к возникновению ситуаций, когда даже хорошие и честные люди совершают плохие и бесчестные поступки, хотя это и делается для блага корпорации.

Причины повышения внимания к этике бизнеса 61

Второе историческое изменение в организации современного биз­ неса — это информационная революция. С появлением компьютера после второй мировой войны жизнь на планете Земля фундаментально из­ менилась. Сбор, хранение, обработка и анализ данных на таком уров­ не, какой обеспечивает компьютер, произвели настоящую революцию — информационную революцию, которая оказывает гораздо более зна­ чительное воздействие на человеческие сообщества, чем промышлен­ ная революция середины XVIII в. Новый импульс компьютерные тех­ нологии получили в 90е годы, с развитием всемирной компьютерной сети Интернет, которая связала миллионы компьютеров на всех кон­ тинентах (кроме, может быть, Антарктиды) в единое информацион­ ное пространство1.

Компьютер и сконцентрировал информацию, и сделал ее гораздо более доступной. С одной стороны, значительно больше людей во всем мире в настоящее время имеют самый широкий доступ к источникам информации, чем когдалибо за всю историю человечества. С другой — использование компьютера допускает массовую концентрацию сугубо личной информации о людях и об их привычках. Такой сбор и центра­ лизация подобной информации могут быть использованы весьма кон­ структивно, например для расширения демократических процессов в обществе и лучшего осознания запросов и потребностей людей, или же узурпироваться узкими группами лидеров для использования этой важной информации в личных целях.

В любом случае компьютерная и информационная эра уже наступи­ ла. Современные профессионалы бизнеса — главные идеологи инфор­ мационной эры — несут ответственность за формулирование и введе­ ние в жизнь этических законов поведения (иногда называемых компьютерной этикой, сетевой этикой и т. п.), на которых должны базироваться демократические общества. Это предопределяет и необхо­ димость изучения этики профессионалами бизнеса.

Для стран, изменяющих свои экономические системы, таких, как Россия и другие республики СНГ, изучение этики бизнеса особенно необходимо. Как пишет американский ученый В. Вейгль, в этом отно­ шении особенно важны два обстоятельства: (1) необходимость этич­ ных отношений в децентрализованных структурах, ответственных за принятие решений, и (2) необходимость вписать экономику переход­ ного периода и ее институты в не соответствующие им исторические и культурные условия.

1 Например, в настоящее время огромное количество литературы по этике бизнеса находится в сети Интернет, и авторы настоящего учебного пособия при его написании больше времени проводили в Интернете, чем в библиотеках.

Так называемый переход к рынку в российской экономике требует эволюции децентрализованных структур, ответственных за принятие решений. Для работы в таких структурах от каждого человека требуется уверенность в себе и умение непредвзято судить о происходящем, будь то руководитель всего предприятия, начальник среднего звена, бан­ ковский управляющий или конкретный потребитель продукции. Децен­ трализация такого рода требует обязательного чувства доверия и всеобщего уважения к честности в поступках. И при этом конечно же честность и доверие остаются, в первую очередь, этическими катего­ риями в отличие от законодательных и экономических ограничений, которые должны вести к полноценности деловой жизни.

В условиях рыночной экономики честность и доверие являются наи­ более важными этическими качествами. Например, несмотря на то что контракты с обязательными законодательными ограничениями явля­ ются основой деятельности любого предприятия, значительная часть экономической деятельности предприятий выходит за рамки их кон­ трактных обязательств, отмечает В. Вейгль. Такого рода деятельность определяется в отличие от законодательного регулирования уровнем доверия, который зависит от репутации делового человека или компа­ нии.

В условиях централизованной экономики имело смысл следовать пра­ вилам бюрократической игры, что приводило к проявлению нечестно­ сти, безответственности и отсутствию взаимного доверия в суждениях о людях. Такие качества, как нечестность и недоверие, в условиях цен­ трализованной системы принятия ответственных решений фактически становились результатом приспособленческого поведения людей. Эти особенности считались многими рациональными качествами в услови­ ях централизованной системы. Однако наличие этих качеств должно считаться нерациональным в условиях экономики, основанной на ры­ ночных отношениях. Следовательно, любая трансформируемая эконо­ мика должна создавать также и этическую инфраструктуру для новых экономических институтов.

Необходимость создания этической инфраструктуры для экономики переходного периода является второй важнейшей причиной, по кото­ рой изучение этики бизнеса становится крайне важным в процессе трансформации экономики. Эта причина связана также и с взаимосвя­ зью между этическими ценностями и работой экономических институ­ тов. Невозможно четко противопоставить этические аспекты экономи­ ческим. Этика и экономика имеют очень много связывающих их между собой особенностей. Если лидеры в сфере бизнеса и крупные полити­ ческие деятели проявляют невежество, игнорируют взаимосвязь между этическими ценностями и работой экономических институтов, то ока

зывается невозможным вписать экономику переходного периода и ее экономические институты рыночного типа в не соответствующие им исторические и культурные условия и традиции конкретных стран и народов. Например, для России, считает В. Вейгль, недостаточно и неразумно просто скопировать экономические институты Запада. Воз­ никает необходимость вписать и внедрить такие экономические инсти­ туты в совершенно отличные от западных исторические и культурные условия и окружение России и других стран СНГ. Можно предполо­ жить, что изучение этики бизнеса сможет облегчить этот труднейший процесс внедрения.

Обобщая, необходимо подчеркнуть, что важность изучения этики бизнеса при подготовке профессиональных бизнесменов трудно пе­ реоценить. Оно помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться профес­ сиональным бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но и создать этическую инфраструктуру, которая должна сделать возможным введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений. Более того, освещение взаимосвязи между эти­ ми этическими ценностями и деятельностью экономических институ­ тов при изучении курса этики бизнеса может помочь построить более жизнеспособные экономические институты в условиях трансформиру­ емой экономики.

Изучение этики бизнеса в высших учебных заведениях ставит своей целью повышение качества этического сознания профессионалов биз­ неса и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентаций и этических стандартов бизнеса, овладение инструментарием для ана­ лиза и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни. Курс этики бизнеса включен в учебные планы многих вузов и школ бизнеса в России. Полностью или частично он изучается также специалистами в области государственного и муниципального управ­ ления.

Структура этики бизнеса

Этика бизнеса — это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях (рис. 3). Наиболее разрабаты­ ваемыми вопросами в этике бизнеса являются следующие: взаимоотно­ шение между корпоративной и универсальной этикой, проблема соци­ альной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, способы по­ вышения этического уровня организации, влияние религиозных и куль­ турных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.

и Лекция 4. Этика бизнеса: предмет и специфика

Рис. 3. Взаимоотношение между этикой бизнеса и другими областями знаний

Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтику и мик­

роэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая

рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъ­

ектами социальной и экономической структуры общества: корпораци­

ями, государством и обществом в целом, так и его частями; под микро­

этикой — исследование специфики моральных отношений внутри

корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее ра­

ботниками, а также держателями акций.

В системе моральных отношений между макросубъектами специа­

листы выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На гори­

зонтальном уровне рассматривают моральные отношения между субъек­

тами, обладающими одинаковыми характеристиками, между различ­

ными корпорациями; на вертикальном — моральные отношения между

субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами.

К этому уровню принадлежат отношения между корпорациями и госу­

дарством, между корпорациями и обществом в целом (или его частью)

и между корпорациями и окружающей средой.

Большинство людей принимает этические решения на микроуров­

не, т. е. когда человек отвечает за свое поведение или принимает реше­

ния, которые касаются других людей, например в отношении благосо­

стояния своих близких, коллег или даже небольшого сообщества. Но

некоторые люди рано или поздно начинают принимать решения на

макроуровне, например непосредственно участвовать в формировании

государственной национальной политики.

Этика бизнеса имеет отношение и к формированию экономических

институтов, и к функционированию профессионалов бизнеса. Эконо­

мические институты общества неизбежно вторгаются в область мора­

ли, и с этой точки зрения значение макроуровня этики бизнеса трудно

переоценить. И совершенно очевидна невозможность ограничения мик

роуровневым подходом (нелепо убеждать члена Кабинета министров в необходимости быть честным и ответственным).

Макроуровневый подход в бизнесе особенно важен для экономики переходного периода. Так, в России происходит трансформация основ­ ных экономических институтов. Если эти институты имеют хорошо продуманную структуру и приспособлены к культpacerun:yes’> различ­

ными корпорациями; на вертикальном — моральные отношения между

субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами.

К этому уровню принадлежат отношения между корпорациями и госу­

дарством, между корпорациями и обществом в целом (или его частью)

и между корпорациями и окружающей средой.

Большинство людей принимает этические решения на микроуров­

не, т. е. когда человек отвечает за свое поведение или принимает реше­

ния, которые касаются других людей, например в отношении благосо­

стояния своих близких, коллег или даже небольшого сообщества. Но

некоторые люди рано или поздно начинают принимать решения на

макроуровне, например непосредственно участвовать в формировании

государственной национальной политики.

Этика бизнеса имеет отношение и к формированию экономических

институтов, и к функционированию профессионалов бизнеса. Эконо­

мические институты общества неизбежно вторгаются в область мора­

ли, и с этой точки зрения значение макроуровня этики бизнеса трудно

переоценить. И совершенно очевидна невозможность ограничения мик

роуровневым подходом (нелепо убеждать члена Кабинета министров в необходимости быть честным и ответственным).

Макроуровневый подход в бизнесе особенно важен для экономики переходного периода. Так, в России происходит трансформация основ­ ных экономических институтов. Если эти институты имеют хорошо продуманную структуру и приспособлены к культурным и социальным условиям жизни в России, они будут способствовать ответственному этическому поведению на микроуровне. Однако если эти институты ложно сформированы и не учитывают конкретных социальных усло­ вий, бесполезно тратить усилия на частные этические проблемы на уровне трудового коллектива, так как людям придется постоянно бо­ роться с уродливыми экономическими институтами и ошибочным по­ литическим курсом.

На макроуровне иногда бывает трудно сказать, где кончается этика бизнеса и начинается экономическая теория. В конце концов, раз этика бизнеса на макроуровне связана с применением этической теории к экономическим институтам и их политике, то нельзя рассуждать об этических проблемах бизнеса, забывая об экономике.

Хотя трудно провести анализ взаимодействия этих двух линий, но не учитывать их взаимодействия нельзя. С одной стороны, для этики бизнеса нужно знание экономической теории, если разрабатываются полезные советы для тех, кто определяет политику. С другой стороны, экономический анализ не может быть целостным без привлечения со­ циальных и моральных ценностей. И если этик иногда рассуждает как экономист, а экономист — как этик, это и будет проявлением взаимодействия двух дисциплин при решении проблем, которые стоят перед деловыми людьми.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные этические проблемы деловой жизни.

2. Когда и при каких обстоятельствах сформировалась этика бизнеса как научная дисциплина?

3. Дайте определение этики бизнеса.

4. Назовите два исторических изменения в организации современного биз­

неса, приводящих к необходимости повышения качества этического

сознания в деловой сфере.

5. Почему необходимо изучать этику бизнеса в странах с переходной эко­

номикой? Какова специфика этого процесса в России?

6. Дайте определение этической инфраструктуры и ее роли в процессе

функционирования экономики.

7. Опишите структуру этики бизнеса как области знаний, ее взаимоотно­

шение с другими науками. Назовите основные проблемы, разрабатыва­

емые в этике бизнеса.

8. Дайте определение микро и макроэтики.

66 Лекция 4. Этика бизнеса: предмет и специфика

Вопросы для обсуждения

1. Ощущаете ли вы в вашей повседневной работе конфликт между требо­

ваниями универсальной этики и профессиональными обязанностями9

Если да, то каким образом вы разрешаете данный конфликт?

2. Как вы считаете, достаточно ли определенными являются ваши про­ фессиональные обязанности? Принесло бы вам пользу, если бы ваши профессиональные обязанности были более точно определены? Как это можно сделать?

3. Оказывались ли вы в течение вашей карьеры в ситуации, когда конфликт между вашими профессиональными обязанностями и универсальными этическими ценностями был настолько серьезен, что вы размышляли о некотором прекращении деятельности (либо привлечении внимания вы­ шестоящих организаций или прессы)? Как вы реагировали на ситуацию?

4. Какие этические ценности вы считаете особенно важными для сферы бизнеса?

Проанализируйте четыре следующих этических ситуации.

а) Представьте, что в вашей компании месте, если бы не Джордж. Но вдруг вы узнаете, что Джордж использует нелицензионный офисный пакет Lotus Development, тогда как для всей компании стандартом является Microsoft Office. Вы предложили ему купить лицензионную копию, но он отказывается. Ваши действия?

Приложение. Этические принципы Интернета 67

г) Что делать, если обнаруживается, что ваша компания вела двой­

ную бухгалтерию на двух различных компьютерах?

Указанные вопросы были предложены Риком Сайа двум руководи­ телям информационных служб в американских компаниях. Если вы хо­ тите сравнить ваши предложения и ответы американских менеджеров, то можете посмотреть статью Р. Сайа "Что такое хорошо…" в Интерне­ те по адресу www. osp. ru/cw/cio/l999/10/01/01.htm.

.

Литература

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избр. произв. М., 1990.

2. Вогель Д. Д. Этика бизнеса: прошлое и настоящее // Уроки организации бизнеса.

СПб., 1994.

3. Макашева М. А. Этические основы экономической теории. М., 1993.

4. Теория морали и этика бизнеса: Курс лекций / Под ред. В. А. Гвозданного. М., 1995.

5. Уткин Э. А. Этика бизнеса. М., 1998.

6. Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России. М., 1999.

7. Breybrooke D. Ethics in the World of Business. N. Y., 1983.

8. Cederblom J., Charles J. D. Ethics at Work. Wadsworth, Inc., 1990.

9. DeGeorge R. T. The Status of Business Ethics: Past and Future // Journal of Business

Ethics, Vol. 6, No. 3 (1987). P. 201211.

10. Goodpaster R. Ethics of Management. Cambridge, Mass., 1984.

11. Hoffman W. M., Moore J. M. Business Ethics. N. Y., 1984.

12. Lewis Ph. V. Defining "Business Ethics": Like Nailing Jelly to a Wall // Journal of

Business Ethics. Vol. 4. No. 5. (1985). P. 377383.

13. Nash L. Good Intentions Aside: A Manager’s Guide to Resolving Ethical Problems.

Harward Business School Press, 1990.

14. Weigel B. V. Business Ethics. Eastern Colledge. St. Davids, Pennsylvania, 1992.

Приложение

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕРНЕТА

Предназначение настоящего документа состоит в том, чтобы предоставить этический стандарт, с помощью которого можно будет оценивать нормативы государств и корпораций в отношении Интернета и связанных с ним много­ пользовательских коммуникационных сетей. Этот документ не создан с наме­ рением быть использованным в качестве законодательства; он создан с целью оценки законодательств.

0. ПРАВА

Настоящий раздел представляет права, принадлежащие каждому взросло­ му участнику Интернета. Законы или нормативы, нарушающие эти права, уг­ рожают свободе личности, собственности, безопасности и способности про­ тивостоять притеснениям для всех участников Интернета.

68 Лекция 4. Этика бизнеса: предмет и специфика

Права на коммуникации

0.0. Право принимать любую информацию из любого источника.

0.1. Право каждого лица контролировать и лицензировать интеллектуаль­ ную собственность, инвестированную в его собственное оригинальное про­ изведение, но не в алгоритмы или любую другую собственность математики.

0.2. Право передавать (распространять) любую информацию любому чело­

веку, ограничиваемое только правами интеллектуальной собственности.

0.3. Право публиковать любую информацию в любом нередактируемом (немодерируемом) сетевом форуме, а также предоставлять любую информа­ цию в любой редактируемый сетевой форум, ограничиваемое только правами интеллектуальной собственности.

Права на сохранени е тайны

0.4. Право каждого лица отказать в разглашении любой информации, им созданной или полученной.

0.5. Право каждого лица зашифровывать, расшифровывать или транс­ формировать любым путем любую информацию, им созданную или полу­ ченную.

0.6. Право каждого лица отказать в разглашении имен источников инфор­

мации, им переданной или полученной.

0.7. Право наблюдения за другими только по их предшествующему согласию.

0.8. Право игнорировать информацию любой природы.

Права на юрисдикци ю

0.9. Право каждого лица отвечать только по законам и нормативам, кото­

рые применимы к нему в связи с его физическим местоположением.

0.10. Право искать обращения за помощью закона против организаторов действий и других деяний, которые могут повлечь ущерб, но не против любо­ го промежуточного лица, организации или посредника.

Права на досту п

0.11. Право доступа к любой информации в любой общественной сфере, ограничиваемое только ее ценой.

0.12. Право каждого лица на доступ к любому сообщению, записи, акту, нормативу или закону, которые могут быть применены к нему или которые были созданы — полностью или частично — его представителями или агента­ ми, ограничиваемое только правом на сохранение тайны.

Права на администрировани е

0.13. Право, будучи модератором редактируемого (модерируемого) форума, наблюдать и принуждать участников форума соблюдать устав этого форума.

0.14. Право системного администратора запретить доступ в эту систему лю­

бому лицу по любой причине в рамках действующих контрактных обязательств.

0.15. Право лица, будучи родителем или законным представителем несо­ вершеннолетнего, контролировать информацию, доступную несовершенно­ летнему.

1. ЭТИКА

Это этические стандарты, которые обеспечивают выполнение изложен­

ных выше прав. Эти этические стандарты не гарантированы и не могут быть

Приложение. Этические принципы Интернета 69

гарантированы законами, так как любой закон, который обеспечивает такие гарантии, будет нарушать одно или более чем одно изложенное выше право.

Этик а терпимост и

1.0. Неэтично подавлять высказывания других даже в том случае, когда эти высказывания впрямую оскорбляют ваши собственные взгляды и веру.

1.1. Неэтично беспокоить других или угрожать другим.

1.2. Неэтично апеллировать к беспристрастным (судебным) инстанциям для разрешения спора до того, как применены все переговорные и посредни­ ческие средства с целью предотвращения вреда и несправедливости.

Этик а довери я

1.3. Неэтично публично распространять высказывания, изображения или мнения других без их согласия.

1.4. Неэтично неверно представлять себя, свои наблюдения и мнения или высказывания других.

1.5. Неэтично запрашивать или передавать информацию, созданную по­ средством принуждения или другим способом, попирающим свободу, за ис­ ключением предшествующего соглашения с жертвами подобной практики или, в случае их смерти, недееспособности или неизвестного местонахождения, соглашения с их законными представителями или наследниками.

1.6. Неэтично пренебрегать адекватными предупреждениями, сопровожда­ ющими любую информацию, которая может быть неверно оценена наивным лицом, воспринимающим информацию; или подвергнуть этого воспринимаю­ щего опасности либо испортить удовольствие от восприятия для остальных.

Этик а предупредительност и

1.7. Неэтично передавать информацию лицам и форуму, определенно не согласным с такой информацией.

1.8. Неэтично выражать несогласие с ценой использования коммуникаци­

онной сети и дискового пространства для сохранения информации.

Этик а регуляции

1.9. Представителям государств и корпораций неэтично пренебрегать или противодействовать гарантиями законов или нормативов правам, изложен­ ным в первой части настоящего документа.

1.10. Представителям государств и корпораций неэтично представлять или утверждать любыми гарантиями законов этические принципы, изложенные во второй части настоящего документа.

1.11. Этично обозревать, обсуждать, уточнять и пропагандировать права и этические нормы, представленные в настоящем документе.

Настоящий документ был разработан на основании суждений и дискуссий с многими участниками Интернета из различных стран, представляющих раз­ личные культуры; его создание и развитие поддерживается и пропагандирует­ ся EFA, EFF И CPSR.

Если вы пожелаете обсудить изменения или дополнения к этому докумен­ ту, пожалуйста, пошлите ваши замечания в оба адреса: aus. org. efa и сотр. org. eff. talk.

Если вы пожелаете пропагандировать этот документ, вы можете размес­

тить ссылку на адрес http://www. zipcom. au/~pete/ere. htmlили его "зеркало" на ваших собственных вебстраницах.

Материал взят из: Этика бизнеса – Петрунин Ю. Ю.