ДОМОСТРО Й

(фрагменты )

24 . Как рукодельничать всякому человеку и любое дело делать, благословясь

В домашнем хозяйстве и всюду, всякому человеку, хозяину и хозяйке, или сыну и дочери, или слугам, мужчинам и женщинам, и всякому мастеровому человеку, старому и малому, и ученикам любое дело начать и рукодельничать: или еду и питье готовить, или печь что и разные припасы делать и всякое рукоделие и ремесло, и приготовясь, очистясь от всякой грязи и руки начисто вымыв, прежде всего — святым образам поклониться трижды в землю, а если болен — только до пояса; а кто может — "Достойно есть" произнести, так, благословясь у старшего, и молитву Исусову проговорит, да, перекрестясь, и молвит: "Господи, благослови, Отче!" — с тем и начать всякое дело, тогда ему божья милость поспешествует, ангелы незримо помогают, а бесы исчезнут, и дело такое Богу в честь, а душе на пользу.

А есть и пить с благодарностью — будет сладко; что впрок сделано, то мило, делать же с молитвой и с доброй беседой или в молчании, а если во время дела какого раздастся слово праздное и непристойное, или с ропотом, или со смехом, или с кощунством грязные и блудливые речи и песни бесов­ ские да игры, — от такого дела и от такой беседы божья милость отступит, ангелы отойдут в скорби, и возрадуются бесы, видя, что волю их исполняют безумные христиане. И приступят тут лукавые, влагая в помысл всякую злобу, вражду и ненависть, и подвигнут мысли на блуд и на гнев и на всякое кощун

Приложение 1. Домострой 251

ство и сквернословие, и на всякое прочее зло, — и вот уже дело, еда и питье, не спорятся, и каждое ремесло и всякое рукоделие не побожьи свершается, Богу во гнев, ибо не благословенное людям не нужно, не мило, да и не проч­ но оно, а еда и питье не вкусны и не сладки, только дьяволу да слугам его и угодно и радостно. А кто еду и питье и какое еше рукоделие нечисто исполнит, и в ремесле каком что украдет, подмешает, подменит или соврет и притом побожится ложно: не настолько сделано или не в столько стало, а он врет, — так те все дела не угодны Богу, и тогда запишут их бесы, и за это все взыщется с человека в день Страшного суда. И хозяина обманул, и людям навредил, да и впредь никто ему не поверит. А если что сотворил не по правде или приврал и выклянчил, или выторговал обманом, — не благословен подобный доход, не надежен, и милостыня с него неприятна Богу. От праведных же трудов и от честных доходов и себе надежно, и Богу достойно дать, и такая милостыня Богу приятна, а сам человек Богу угоден и людьми почтен, всякий ему во всем доверяет: и в этом мире добрыми делами Богу он угодит, и в будущей жизни во веки царствует.

28. О неправедной жизни

А кто живет не побожески, не похристиански, страха божия не имеет и отческого предания не хранит, и о церкви божьей не радеет, и святого Писа­ ния не требует, и отца духовного не слушает, совету добрых людей и наставле­ ниям не вникает побожески, чинит неправды всякие и насилия, и чрезмер­ ную наносит обиду и, в долг взяв, его не вернет, истомит волокитой, а незнатного человека во всех изобидит; и если кто пососедски неотзывчив, или в селе на своих крестьян, или в приказе сидя, на людей, в силу власти своей накладывает тяжкие дани и всякие незаконные налоги, или чужую ниву распашет, или лес посек и землю перепахал, луг скосил, и рыбную ловлю присвоил, и борти, и перевеси, и места охоты, и другие угодья неправдами и насилиями заберет или ограбит и выкрадет, нападет по дороге и на стоянке ограбит, и побьет, и опозорит, опустошит луга и пашню вытопчет, и всячес­ ки изобидит; или кого оболжет в чем и чтото подкинет, оклевещет и с полич­ ным придет, или насильно в рабство продаст, безвинно хитростью и понуж­ дением похолопив; или неправедно судит и неверно расследует дело, или лжесвидетельствует, кающихся не прощая; или лошадь и иную скотинку и любое добро: сады и села, варницы и мельницы, амбары и лавки, дворы и другие угодья — силой отнимет, а не то так и по дешевке вопреки согласию купит или сутяжничеством отберет, или корчемным доходом и иным хитро умьем или процентами в деньгах и натуре и от прочих неправедных поборов разбогатеет; или многие непотребные дела совершит: блуд и распутство, и сквернословие, и срамные речи, клятвопреступление, гнев и ярость и злопа­ мятство, с женщиной живет не в законе или на стороне блудит, в содомский впадает грех или держит корчму, ест и пьет безудержно, до обжорства и опь­ янения, праздников и поста не соблюдает, всегда пребывает в разгуле; или колдовством занимается и волхвует и зелье варит; или на охоту ходит с соба­ ками и птицами и с медведями; и творит все, угодное дьяволу, скоморохов с их ремеслом, пляски и игры, песни бесовские любит, и костями и шахматами увлекается — так вот, если сам господин и дети его и слуги его, и его домочад­ цы все такое творят, а господин им в том не препятствует и не спасает их

души, уклонившимся не помогая, — прямиком все вместе в ад попадут, да и здесь же прокляты всеми. Во всех тех запретных делах не помилует Бог, люди же проклянут, а обиженные вопиют к Богу: и своей душе погибель, и дому разорение. Проклято все такое добро, нет на нем благословения: одеваться, есть или пить все, что добыто и получено не побожески, но бесовски — да низвергаются в ад все живые души поступающих так. От подобного изобилия, от плодов таковых не угодна Богу и милостыня — ни при жизни, ни после смерти. Если хотите вы избегнуть вечной муки, верните неправедно нажитое ограбленным, впредь обещая не поступать так с ними, ибо сказано: "Скор Господь на милость свою: истинно кающихся принимает и даже в великих грехах прощает".

29. О праведном житии

А если кто побожески живет по заповедям господним, то по отеческому преданию и по христианскому закону, т. е. если владыка судит справедливо и нелицемерно и одинаково всех, богатого и бедного, ближнего и дальнего, известного и неизвестного, — такие, конечно, будут вознаграждены за свои справедливые решения. И слугам своим пусть велит поступать точно так же.

Если же в селах иль в городах кто хорош пососедски, тот у христиан, у властей и в приказе, справедливых решений в нужное время добьется не си­ лой, не грабежом, не пыткой. Если же не уродилось что и расплатиться нечем, так он не торопит. А не то так и у соседа или иного христианина не хватило зерна — на семена ли, на пищу, да лошади или коровы нет, или налогов в казну платить нечем, — так нужно помочь ему и ссудить, а мало у самого, так у людей подзанять, но другому по просьбе дать. И помогать им от всей души, от всяких обидчиков оберегая по правде их. Самому господину, и слугам его ни дома, ни на селе, ни на службе, ни в жалованьи — ни в каких делах и отнюдь не обделять никого ни в чем: ни пашней, ни землей, ни домашним каким припасом, ни скотиной, неправедного стяжания избегая.

Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сердечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит уро­ жай плодам и всякое изобилие. Вот такая — от праведных трудов и благих плодов — милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпу­ стит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут — без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду, и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому зако­ ну и по заповедям господним: угодит в сем мире — вечную жизнь заслужит.

30. Как жить человеку по средствам своим

В повседневном своем хозяйстве: и в лавке, и во всяком товаре, и в кладо­ вой, и в комнатах, и во всяком дворовом припасе или деревенском, и в ре­ месле, и приходерасходе, в займахдолгах, — все избегая.

Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И видя добрые ваши дела и милосердие и любовь сердечную ко всем и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит уро­ жай плодам и всякое изобилие. Вот такая — от праведных трудов и благих плодов — милостыня приятна Богу, и молитву их Бог услышит, и грехи отпу­ стит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и производят, и пашут — без покражи, разбоя и грабежа, без поклепов и лжи, клеветы и обманов; пусть торгуют и промышляют нажитым праведными трудами, не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду, и всякому урожаю, исполняют дела свои добрые по христианскому зако­ ну и по заповедям господним: угодит в сем мире — вечную жизнь заслужит.

30. Как жить человеку по средствам своим

В повседневном своем хозяйстве: и в лавке, и во всяком товаре, и в кладо­ вой, и в комнатах, и во всяком дворовом припасе или деревенском, и в ре­ месле, и приходерасходе, в займахдолгах, — все заранее распределить, а потом уж и жить, хозяйство ведя согласно приходу и расходу.

Приложение 2. Словарик торгового жаргона дореволюционных времен 253

31 . Кто живет нерасчетливо

Всякому человеку, богатому и бедному, великому и малому, разобраться в своем хозяйстве, распределив по добытку и промыслу, и по своему достатку.

Служивому человеку жить, все разметив себе в соответствии с государе­ вым жалованием, по доходу и по поместью или по вотчине, и уж такой себе дом держать и все хозяйство с припасами. По тому же расчету — и слуг дер­ жать, и уклад, по промыслу и по доходу глядя, по нему и есть и пить и оде­ ваться, и государю служить, и слуг содержать, и с добрыми людьми общаться.

Если же кто, не оценив себя и не рассчитав добра своего, ремесла и прибы­ ли, или государева жалованья и добытка законного, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, то честь его обер­ нется великим бесчестием со стыдом и позором, а в лихое время никто ему не поможет: от безрассудства своего пострадает, да и от Бога грех, а от людей насмешка. Надобно каждому человеку избегать тщеславия и гордыни и неправ­ дою нажитого имущества, жить по силе своей и возможности, и по расчету, и по средствам, добытым законным путем. Только такое житье и благоприятно, и Богу угодно, и похвально среди людей, а себе и детям своим надежно.

59. Как хозяину, выведав все, по заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать

А какой служка бережлив в деле, трудится как следует и в службе ходит верно без хитрости, на посмех не выдаст и сам не крадет, а везде еда и питье и все, что нужно, накрыто и не сгнило, и не заплесневело, и не прокисло, везде выметено и вытерто, не замочено и не залито, не запачкано и не замусорено, и посуда вся чиста, перемыта и уложена хорошо, а остатки пищи все перебраны и целы, — пусть и впредь так хранит для хозяина и гостей, а початое выдает на расход и на стол, каждому по достоинству, как ему велено хозяином.

Во всяком деле кто хорошо, бережливо и бесхитростно служит, по наказу все исполняет, того пожаловать и привечать его добрым словом, и хитрости в нем никакой нет, а прибыток есть от него, — того похвалить и пожаловать едой и питьем, и все его просьбы исполнить, а за добрую службу в награду — пожа­ ловать платьем своим.

А кто без умысла что натворит или ленив, ходит поздно в лавку и долго спит, или кто за товаром не ходит к купцам, или в чемто иначе небрежен и

нерадив, — такого поучать и бранить и, по вине смотря, наложить еще пеню. А за добрую службу за стол свой сажать и от себя подавать и жаловать и от всего охранять таких. И во всякой службе, в домашнем хозяйстве и в торговле, если кто ленив и сонлив, вороват и пьянчужка, от наставлений и битья не исправит­ ся, — такого от дел отстранить и дать работу по нем. А кто глуп и груб, вороват и ленив, и ни на что не годится, кого наставления не берут — того, накормив, со двора прогнать: тогда и другие, на такого дурака глядя, не испортятся!

62. Как подворное тягло платить или с лавки позем или с деревни подать, а должникам — возвращать долги

А всякому человеку со своего подворья или с лавки позем, а с деревни и со всех угодий дани и пошлины и всякий оброк, и разные царские подати на себе не задерживать, не собирать в одно время сразу, а платить раньше срока: тогда и независим ты будешь, и за просрочку да поручительство денег не пла­ тишь, и взяток не носишь, и сам не таскаешься. А кто в срок больших оброков и всяких повинностей не платит, не откупается, две дани ему набежит — вот уж и вдвое ему платить. И так неразумные люди попадают в рабство, а по судам и в долгах до конца обнищают. Кто же расплачивается и управляется в срок, и всяких податей за собой не накапливает, а ненужного долгу за кем не водится и не растет он, так тот человек всегда свободен, живет независимо, и в жизни ловко, и после смерти детям оставит и наделы, и память: двор со всяким припасом или лавку с товаром, или деревню со всякой живностью, и никаких кабал, ни записей, ни порук, никаких повинностей, никаких пода­ тей — ни в чем не запутался.

А случится кому денег занять или хлеба на прокорм бескабально или в каба­ лу, или под заклад, или без процентов, — да оплатить бы в срок, тогда и впредь добрые люди поверят. Кто же в срок не платит или проценты наперед не уплачи­ вает, будет выплата ему с убытком и с позором, и впредь никто ему не поверит.

Приложение 2

Естественно, реальная практика бизнеса в дореволюционной России не представляла собой абсолютно идиллическую картину. Наряду со стремлением к честному ведению дел была распространена практика обмана клиентов и потребителей. Ниже приведены примеры и приемы нечестного ведения дел в коммерческой сфере, характерные для той эпохи (впрочем, под другими на­ званиями проявляющиеся и до настоящего времени).

Материал взят из: Этика бизнеса – Петрунин Ю. Ю.